На днях мои подруги, которые весят 50-55 кило и офигенно выглядят, снова начали жаловаться на то, что вот скинуть бы еще пять килограмм, да так тяжело! Надо мучать себя диетами и спортзалом, но все таки избавиться от "лишнего". Я спрашиваю - зачем? Вы же отлично выглядите, фигура бомбическая, все хорошо!
Говорят - "нет, для себя, для здоровья, я чувствую себя тяжелой, мне тяжело".
Комон!!! Что за ерунда?!
Вы хотите стать еще худее исключительно потому, что такие идеалы диктует общество. Если бы сейчас вошли в моду тела а-ля Мерелин Монро, то все внезапно почувствовали бы себя офигенными красотками и здоровье наладилось бы и носить себя стало бы легко. "Нет", говорят они, "нет нет нет!". Только для себя хочу похудеть!
Ну я так на секунду социолог. и про влияние общественного мнения на сознание человека кое-что знаю. И на формирование этого общественного мнения. А так же я человек с большим лишним весом, и на эту тему тоже много знаю.
Но что их переубеждать? Им же для себя, для злоровья!
И тут вчера натыкаюсь у
svetlyachok на текст, который просто полностью отражает мои мысли. Только при этом еще и хорошо обоснован, аргументирован и весьма показателен.
С ее разрешения я выложу у себя часть текста тут. Я считаю, что это важнейшая информация для нас всех!
Она о социальном давлении, который испытывает человек с "лишним" весом, о тех предубеждениях, которые общество испытывает перед толстыми людьми, и о том, как это связано с экономикой, политикой и изменением роли женщины в современном обществе.
---
Мы все прекрасно знаем о том, что лишний вес - понятие культурное. В Нигерии худощавую девушку сложно выдать замуж, и если вам повезло родиться такой, вас на несколько месяцев препроводят в "жирную комнату" - место, где вам будет запрещено совершать какие-либо движения, кроме максимально необходимых, и где вы будете поглощать одну за другой миски риса. ямса и кассавы.
Когда на Фиджи привезли телевидение - количество случаев булимии в стране, почти вовсе не знакомой с расстройствами пищевого поведения, возросло в 5 раз, преимущественно среди молодых девушек, возникла эпидемия анорексии, а фиджийский язык обогатился словом "macake" - неодолимая тяга похудеть.
Сегодня топ-модели значительно худее, чем 98% остальных женщин, в то время как 80% женщин сообщают, что недовольны весом и размерами своего тела. Худая и выскоая - идеал, который репрезентирует от силы 3-5% популяции, однако миллионы людей во всем мире совершают акты насилия над своим телом, тратят огромное количество сил и денег, чтобы привести свое тело к этому идеалу.
Все эти "Боже мой, как ужас, это отвратительно!" - это не ваш истинный голос, а голос культурный, культурное предписание "толстый = плохой". Каким образом оно появляется? Разве ребенок рождается со знанием, что жирный означает некрасивый или нездоровый? Разумеется, нет. Новорожденный наслаждается мягкостью материнского тела, чувствует себя уютно и безопасно, утыкаясь в его складки и округлости, и, безусловно, материнское тело кажется младенцам красивым. Однако очень быстро - уже через несколько лет, при условии проживания в рамках современной европейской культуры, это может радикальным образом измениться.
В одном социально-психологическом эксперименте группе 6-леток из детского сада предъявляли силуэты детей сопоставимого возраста и просили описать их личные качества и оценить, насколько они симпатичны. Поразительно, но силуэты детей с обезображенными в автокатастрофе лицами и детей-инвалидов с отсутствующими конечностями оценивались, как более симпатичные и предпочтительные, чем силуэты детей, страдающих заметным лишним весом. Эти реакции были получены от всех без исключения детей в выборке - как худых и средних размеров, так и полных. Все испытуемые описывали детей с лишним весом как "грязных, ленивых, глупых, некрасивых и лживых".
Еще более поразительно то, что через 40 лет этот эксперимент был в точности воспроизведен другими исследователями - с абсолютно такими же результатами, лишь тенденция приписывать другому негативные качества в связи с лишним весом была гораздо сильнее выражена.
С возрастом ситуация усугубляется еще больше. Исследование Эстер Ротблюм (Университет Вермонта) показало, что родственники и друзья 90% полных людей иронизировали над ними из-за веса, три четверти выборки сообщали, что над ними смеялись коллеги по работе. 16% полных мужчин и женщин сообщили, что им угроали физической расправой или били, потому что они полные.
В другом исследовании предлагалось ранжировать потенциальных партнеров по степени привлекательности. Полные люди оказались менее привлекательными потенциальными супругами, чем кокаиновые дилеры, карманники, транжиры и слепые. В опросе, который провел журнал "Гламур" в 1990, было установлено, что подавляющее большинство респондентов отказались бы от своего партнера, карьеры и денег для того, чтобы достичь идеального веса. В 1990 г. "Ньюсуик" провел другой опрос, из которого следовало, что 11% родителей готовы сделать аборт, если ребенок, которого в настоящее время вынашивает мать, окажется носителем гена, предрасполагающего к ожирению.
Ну что, еще кто-нибудь готов отстаивать идею снижения веса "для самого себя" или "для здоровья"? Не обманывайте себя - как в некоторых культурах, чтобы быть принятой в социуме, женщина должна иметь детей или быть замужем, мужчина - уметь убивать оленя или бежать без передышки 40 км, так в нашей культуре человек обязан быть худым. В том. чтобы похудеть, чтобы быть принятым, нет ничего катастрофического - если я осознаю это, как цель. Как побочную цель.
Так было далеко не всегда. До конца XIX века округлость и полнота считались признаками физического и душевного здоровья, худоба же, напротив, ассоциировались с дурным здоровьем, плохим характером, неуравновешенностью и подверженностью различным заболеваниям.
Стоит ли вспоминать, что в сказочном фольклоре родная дочь злой мачехи чаще всего худая, как палка, а любая болезнь описывается неразлучными симптомами "худела и бледнела" (то же и о мужчинах)?
Вплоть до конца XIX века полное тело считалось сильным, доктора поддерживали идею набора веса, т.к. считалось, что это помогает противостоять болезням. Медицинская практика показывала. что излишняя худоба является фактором риска для множества заболеваний.
У социального одобрения и поэтизации полноты были и другие причины. Будучи полными, женщины считались сексуальными, а мужчины состоятельными просто потому, что это был знак того, что они могут себе позволить хорошо питаться. Жир означал статус. Когда агроэкономика сменилась индустриальной, сменился и образ тела - полнота резко вышла из моды. И на то были свои экономические и социальные резоны.
Другими словами, как только пролетарии смогли позволить себе растолстеть, жир более не мог являться признаком высокого социального статуса. Чтобы белая аристократия могла отличаться от рабочего класса, стало модно быть худым. Если до сих пор эротический идеал женщины - это пышногрудая и пышнобедрая, перетянутая корсетом женщина с несколькими детьми, подтверждающая и экономическую состоятельность мужчины, и его способность продолжать свой род, а ее роль - роль соратницы, молчаливой и покорной союзницы, обеспечивающей тыл - "о доме нужно думать, о доме" (с), то непосредственно перед Первой Мировой войной ситуация резко меняется.
Женщина борется за и получает больше свобод. Движение суфражисток. Избирательное право для женщин. Право на образование. Право занять место на предприятии наравне с мужчиной. Получив политическое равенство с мужчинами, женщина и физически стремится походить на мужчину - худоба, короткая стрижка, мальчишеская фигура - типичный портрет суфражистки 20-х гг. Изменение экономической и социальной ситуации оказывает непосредственное влияние на моду: в 1926 Коко Шанель изобретает "маленькое черное платье" - прямой, почти асексуальный силуэт, который может позволить себе только худая женщина. Который делает из соблазнительно изогнутых линий женского тела прямые, строгие и неженственные.
До конца 20х гг. Америка переживает волну экономического расцвета - и чем пышнее цветет экономика, тем актуальнее становится худоба. В 1929 году начинается экономический коллапс, наступает Великая Депрессия, "тучные" времена сменяются "худыми" - это отражается на состоятельности рабочих и среднего класса, на их экономическом положении. Население начинает массово мигрировать в поисках работы. Худоба снова становится признаком низшего класса, и в 30-50 гг., в частности, в связи со Второй Мировой войной, когда угроза голода становится реальной, образ полнокровной женской красоты прочно занимает свое прежнее место. После Второй Мировой иконой красоты и стиля в Америке становится Мерилин Монро, назвать которую можно как угодно, но только не худышкой.
Любопытно, что первая волна "модной худобы" затрагивает Россию очень немного, и почти исключительно в крупных городах. Там, где по-прежнему достаток символизирует ломящийся от еды стол, "худощавый" идеал просто не выживет. Русские крестьянские и купеческие красавицы после Первой Мировой - вспомним хотя бы хрестоматийного Кустодиева - по-прежнему полнокровны и полногруды. Им смешно и страшно видеть заезжих московских "политических", которые кажутся им истощенными как физически, так и психически. Полнота - по-прежнему признак достатка и здоровья. И тут случается Великая Октябрьская революция. Идеологические ценности полностью меняются, и с точки зрения традиционных ценностей - худым быть все еще нехорошо, это означает болезненность и замуж никто девку не возьмет, а вот толстым, то есть сытым, становится быть политически неблагонадежно.
Помните, "джаз - музыка для толстых"?
"Мистер-Твистер, бывший министр"?
"Три толстяка"?
"Купчине толстопузому. сказали братья Губины, Иван и Митродор"?
Толстый - это тот, кто украл у пролетария его заработанную краюху и жрет ее дома. Толстый просто не может быть хорошим человеком. И хоть вы меня режьте, я глубоко убеждена, что традиционное российское отношение к полноте, те бессознательные идеи, которые этим отношением управляют, куда более сложные и конфликтные, чем в Америке и Европе.
Портреты и старые снимки главных большевиков, сделавших ребрендинг в масштабах страны - это снимки весьма стройных людей. Полными они станут потом - те, которые доживут до кремлевских застолий и дач.
"Худой" идеал просто не может прижиться и стать настолько же популярным в России - с начала 20х гг. Россию поражает несколько волн голода - после Гражданской войны в 20е гг, затем во время коллективизации в 30е гг., и, наконец, после Великой Отечественной войны в 46-47м.
Важно отдавать себе отчет, насколько информация о теле и пище, получаемая нами в раннем детстве, и из сферы бессознательного оказывающая влияние на нас всю жизнь, противоречива и конфликтна. Особенно конфликтна она у нас, родившихся и выросших на территории Государства Российского. Быть худым ребенком - плохо, худоба ассоциируется с болезнями и смертью от голода. призрак которого так никогда и не отступил. Быть толстым ребенком плохо тоже - толстый = плохой, дразнят в саду и школе, шпыняют родители и браться-сестры.
В результате мы все носим с собой чрезвычайно противоречивое, полное конфликтных посланий наследство: "Еда - огромная ценность, ее нельзя выбрасывать, еда - это праздник, еда - это любовь, есть нужно много, но при этом не толстеть, худым быть нельзя...". Представьте себе, как мучительно трудно в этом хаосе сориентироваться ребенку, для которого одним из наиболее сильных желаний является - быть хорошим, угодить и нравиться взрослым?
А что происходило в вашей семье вокруг еды? Как в семье относились к размерам тела, отличным от стандартных? Как относились к еде? Каким должным был быть ребенок, чтобы считаться здоровым - и женщина, чтобы считаться красивой? Была ли в вашей семье или детских учреждениях культура насильственного кормления?
Как вы думаете, как это повлияло на ваши взаимоотношения с едой?