Оригинал взят у
sobteo в
Историческое сознание А.М. Горького (I) При изучении метафизической доктрины Горького невероятно важно понимать, через призму каких исторических концепций он осмысливал исторический процесс и на основе каких источников он формировал свое историческое сознание.
Попробуем проследить, как происходило формирование отношение Горького к Истории. Ведь он метафизичен именно потому, что его историческое сознание напрямую повлияло, как на его социокультурные изыскания, так и на его политические взгляды.
Первыми серьёзными книгами по истории стали, «Азбука социалистических наук» В.Б. Берви-Флеровского, статьи Н.К. Михайловского. Ознакомление с исторической литературой впервые произошло в Казани, когда Горький посещал нелегальные кружки (лавка А.С. Деренкова). Во время этих кружков происходило знакомство Горького с марксистской теорией, но в очень искаженном виде, как писал сам Горький. Аутентичного Маркса «кружковцы» опрощали чтением «Исторических писем» П.Л. Лаврова, статей Михайловского, таких как «Герои и толпа».
Горький прежде всего пытался разрешить вопрос, обусловлен ли исторический процесс теми или иными закономерностями, либо же История творится историческими субъектами. Присущая «поздним» народникам теория «социально-культурного прогресса» исключала революцию, как вариант изменения общественных отношений и всецело была направлена на подведение линии к эволюционизму. Историческая ответственность возлагалась исключительно на интеллигенцию, а народ «выводился за скобки».
В отличие от народников Горький ищет опору не в интеллигенции, а в народных массах. По возвращении из первого «хождения в народ» перед Горьким встала проблема определения «состава» общественных сил в России. Огромную роль в смещении интересов Горького от «героического» фокуса к фокусу «государственному», сыграла Всероссийская торгово-промышленная выставка 1896 года, где обществу широко были представлены достижения отечественной промышленности. Здесь Горький как бы подтверждает свои взгляды на обираемый властью, но талантливый народ: именно народ является подлинным творцом Истории.
На тот момент (80-е гг. XIX века) в отечественной исторической науке сложился определенный тренд рассмотрения прошлого с точки зрения роли государства в историческом процессе. «Народное» в исторической науке полностью затмевалось ролью монарха и его жизнеописанием. Однако становление марксизма в России начало 21 смещать акценты и в исторической науке. Горький глубже ознакомится с основами марксизма несколько позже, в 1901 г., когда станет читателем газеты «Искра». На конец XIX столетия Горький активнее начинает оформлять свое политическое сознание, принимает участие в нелегальных организациях социал-демократов, за что и попадает в тюрьму.
Продолжение следует
Ссылки на предыдущие части исследования:
Введение;
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4,
Часть 5,
Часть 6,
Часть 7,
Часть 8,
Часть 9,
Часть 10,
Часть 11,
Часть 12,
Часть 13,
Часть 14,
Часть 15,
Часть 16,
Часть 17