Хруст французских булок и народное образование (Часть 2)

Aug 02, 2015 23:00

Оригинал взят у hamster_96 в Хруст французских булок и народное образование (Часть 2)



Грамотность населения

От оценки грамотности среди призывников стоит перейти к более принятой в мировой практике оценки грамотности среди всего населения.

Наиболее надёжные и достоверные сведения по этому вопросу дают, без сомнения, переписи населения.

В первой половине 80-х годов XIX века в Российской империи проводилась подворная перепись. Она не была общероссийской, но по европейской части её данные считаются достаточно корректными.

Эта перепись определила 9,4% грамотных от всего населения, проживавшего на охваченных территориях. Перепись 1897 года выявила в европейской части России 23% грамотных [ i]. Перепись 1920 года - 33% по европейской части.

Таким образом, можно видеть, что со времён Александра III рост грамотности в России (на примере европейской части) был в общем-то достаточно равномерным и происходил в основном за счёт подрастающего поколения, даже среди которого всё равно оставалось множество неграмотных.

Так, по переписи 1920 года среди детей 12-16 лет в европейской части России (то есть те, кто должен был посещать начальную школу в 1913-1915 годах) грамотных было 71% мальчиков и 52% девочек [ ii], что даёт нам около 62% детей, умевших хотя бы читать. (Опять же не забываем, что это была графа грамотности, заполненная «по-русски»).

Темпы роста грамотности до и после революции можно посмотреть, например, в Большой Советской Энциклопедии:

Таблица 10. Число неграмотных на 100 человек [ iii].















Неграмотные

1897

1920

1926

Ежегодный прирост грамотных (%)

до револ.

после револ.

Среди мужчин

66,3

52,2

41,8

0,6

1,6

Среди женщин

88,3

74,2

65,6

0,6

1,6

Или тоже, представленное на графике:

Рис. 2. Динамика изменения числа грамотных на 100 человек



Если сравнивать Российскую империю с передовыми государствами, то с сожалением придётся признать, что такие страны как Англия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Голландия, Дания, Германия и др. достигли всеобщей грамотности (более 90% населения) к 80-м годам XIX века.

Мало того, сравнение будет не в нашу пользу, если проследить изменение доли грамотного чернокожего населения США в конце XIX - начале XX века.

До отмены рабства учить рабов читать и писать было законодательно запрещено. К 1880 году доля неграмотных среди чернокожих граждан США составляла 61% (меньше, чем доля у крестьян в России), а к 1910 году - составляло только 11%. Среди нецветного населения - 5%.[ iv].

К сожалению, процесс распространения грамотности в Российской империи шёл не только с запозданием на пол-века от европейских стран, но и сами темпы распространения грамотности были существенно ниже, чем, к примеру, в США или Италии. Кардинальный прорыв в этом вопросе удалось совершить только в 1920-х - 30-х годах.

Продолжение следует...

------------------

i В. И. Жуков Высшая школа России: история и современные сюжеты М. 2000 С. 143-144

ii Чтение в дореволюционной России: сборник научных трудов 1992 С. 82

iii Грамотность // Большая советская энциклопедия / М.: Советская энциклопедия 1930 Т. 28 Изд. 1

iv Perspectives on literacy / Kintgen I, Eugene R., II. Kroll, Barry M., Mike Rose the Board of Thustees,Southern illions University 1988 P. 238 Table 14.1

образование, История

Previous post Next post
Up