Jan 18, 2014 19:21
Подумала тут вот о чём: у Марины Цветаевой два очень разных образа детства.
Один - в её юношеских стихах, в первых двух сборниках и в поэме "Чародей" (там уже юность, конечно, но тем не менее). Сказочный мир, всё волшебно, прекрасно, чудесно. Только изредка что-то проскальзывает, типа маминых замечаний, но в общем и целом всё идиллически.
Второй - в её воспоминаниях, а также в письмах и дневниковых записях. Там почти нет отца, зато очень много о матери, попытки её понять и ощущение чужести в собственном доме.
Второе понятно: Мария Александровна очевидно больше любила и жалела младшую дочь, и когда мы читаем её воспоминания, мы эту материнскую любовь и идилличность детства ощущаем.
Но, судя по воспоминаниям той же Анастасии, юность Марины - время тяжёлое, одиночество, уход в себя, даже мысли (и, кажется, попытка) о самоубийстве.
Почему же в стихах этого времени детство столь идеально?
Так сказать, в сравнении с юностью? То есть было, может, и плохо, а стало ещё хуже, и отсюда оно выглядит уже счастливым?
Или своё детство Марина в этих стихах выдумала так же, как выдумывала и окружающих людей, и много ещё что в своей жизни?
поэзия,
биография,
Цветаева,
вопрос