И снова про Варшаву и про культуру памяти.
Я была готова к тому, что в Варшаве много памятников, точнее, очень много. Но всё равно не ожидала, что столько. Таблички, кресты, памятные знаки и т.д., и т.п.
Нигде такого не видела, да ещё в таком количестве. Ничего не имею против, помнить, это хорошо и необходимо.
Что, правда, убило, это активное педалирование детской темы. С одной стороны, дети во время восстания, с другой - сейчас мы тоже такие же. Про то, как это выглядит в Музее восстания, я отдельно напишу, ибо это совсем плохо. Среди прочего в "зале юного повстанца" там демонстрируют видео, где весёлые современные дети лет восьми-десяти в военной форме (а один - так вообще перевязанный, сиречь раненый) поют песню времён этого самого восстания. Явно не понимая, что они такое поют! И выглядит это дико и кощунственно.
Ну и памятник маленькому повстанцу выглядит жутко. Что
в музее, что в Старом Мясте. С этими автоматом и взрослой каской... Которых у детей вообще-то не было. И были они заложниками этой взрослой игры.
И что удивило: русских регулярно обвиняют в том, что мы никак не можем забыть, что всё помним, "возимся с нашей победой", хотя, типа, надо жить дальше и т.д.
Но по сравнению с Польшей у нас же это всё куда в меньших объёмах представлено.
Взять хотя бы Питер: город, переживший самую страшную трагедию времён войны. Погибли, даже если брать самые нижние цифры, сотни тысяч (и это не считая тех, кто умер вскоре после блокады, или в первые послевоенные годы, или потерял здоровье и умер сорока-пятидесяти лет и т.д., и т.д.). Город, в котором каждый дом - памятник подвигу. Город, который боролся, защищал своё культурное и научное наследие. И сохранил, сберёг себя немыслимой ценой.
Но при этом памятников в нём сравнительно мало. Да, есть надписи про наиболее опасную сторону улицы, есть следы снарядов и таблички рядом с ними. Но этого всего сравнительно немного. Хотя теоретически на каждом доме можно написать, сколько человек в нём не пережили войну.
В Москве и рядом тоже не то, чтобы очень много памятников. Если не знать, где были разбомблены дома, то и не догадаешься. Могила Неизвестного солдата - строгая и сдержанная, и в общем и целом это всё весьма скромное.
И в любом оккупированном немцами городе, или в городе, за который или у которого шли бои, тоже можно всё увешать табличками. Но всё вполне в рамках.
И тем не менее постоянно эта критика.
А вот в Варшаве это, типа, норм.
Опять же, каждый год в сети происходят разрывы не буду говорить, чего по поводу детишек, одетых в военную форму и пилотки. Типа, как можно детей-то так использовать?
...Вообще-то самому младшему партизану было шесть лет. Понятно, что он не добровольно участвовал в борьбе, точнее, после того, как его отца убили на фронте, а мать и сестру расстреляли каратели, и он оказался в партизанском отряде, он не мог не, но это в любом случае было ненормально. И не случайно, что о нём не то, чтобы много говорили, ибо это слишком страшно. Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Володя Дубинин - они все постарше были.
Но хотя бы в память таких как он надеть на детей раз в год эту самую форму, по-моему, вполне нормально. Ничего дикого или милитаристского в этом нет.
Так с чего к нам пристают по поводу этого якобы культа???