"Никогда больше" - а когда возникла эта фраза на самом деле?

Aug 14, 2024 19:42

Тут два с лишним года назад активную поддержку соседнего государства объясняли среди прочего чувством вины и тем, что "это" никогда не должно повториться.

И вспоминали в стопятисотый раз фразу "Nie wieder", сиречь "больше никогда", которая якобы определяет немецкое общественное сознание.

Я и здесь про неё слышала, и ещё на родине мне многие, изучающие немецкий и бывавшие в Германии говорили о том, что немцы якобы решили, что больше никогда, и так вот и живут.
Уж про все наши "общественные организации" и НКО, которые во многом финансировались как раз то немецким правительством, то разными фондами немецких партий, я вообще молчу. У них это просто мантра: немцы осудили нацизм (ага, все!!!), вся послевоенная политика на этом построена, у них чувство вины, хотя они не виноваты (а в чём виноваты все наши родственники, которые никогда не родились, потому что их предки убили потенциальных родителей?).

На самом деле всё совсем не так, и на всех уровнях. Начиная с того, сколько бывших нацистов осталось на высоких должностях и как проходили те немногие процессы над нацистскими преступниками, которые всё-таки были. Достаточно почитать Инге Дейтчкрон, которая на них присутствовала. Ну или прочитать биографию ответственного за резню на Воле Рейнефарта, который был мэром города и членом ландтага. Про тех, кто совершал преступления на нашей территории, я просто промолчу. Причём я никогда не слышала, чтобы кто-то из немцев преклонял колени у разъезда Дубосеково или на Пискарёвском.

Ну и реваншизм среди обычных нынешних бюргеров, из тех, кто выбирал партию Мамаши М., тоже довольно силён. Вот это всё "мы тоже страдали, а другие тоже совершали нехорошее" и далее по списку.
Но наши, из фондов и прочего, почему-то этого всего не видят. Только вот это вот "больше никогда".

И вроде как с этой фразой всё хорошо, и она вполне себе послевоенная, и тогда всё понятно и логично.

Но тут я читаю роман Галины Аудерской про Варшаву, и обнаруживаю так такой пассаж:

Внезапно все осознали, что тридцать девятый год - заключает собой двадцатилетие Польши, что Славек и Дмовский ушли как память о раздробленной стране, о бурных временах, о решетках цитадели, о конспиративной борьбе и битвах легионов. Ушли, когда поляки, вспоминая прошлые восстания, резню Праги, повозку Джималы, германизацию Польши Бисмарком, единодушно скандировали: «Не допустим!» Из Нюрнберга им отвечало эхо. «Nie wieder!» - кричал фюрер, имея в виду день, когда маршал Фош принимал капитуляцию Германии после «версальского позора», а император Вильгельм покидал страну, уезжая в эмиграцию.

И тут у меня возникает вопрос. Неужели правда? Стала искать, но гугл ничего, кроме того самого послевоенного и современного "больше никогда" не выдаёт. Впрочем, вопрос, насколько ему можно доверять, учитывая, как работают механизмы. Ежели ему верить, то и недавнего покушения на бывшего, а, возможно, и будущего президента США не было.

А ведь если Гитлер действительно это говорил, и именно так, то тут всё становится оооочень интересно. Ибо ежели отбросить то самое антифашистское значение, и от сегодняшнего "больше" сразу обратиться к тогдашнему, нацистскому, то всё выглядит совсем прекрасно.
Впрочем, повторюсь, прежде никогда именно такой формулировки мне не встречалось. И времени и ресурсов искать точное нет. Другое дело, что Аудерская - учёный, журналист, писатель, образованный человек, и ей тоже нет резонов не доверять.

1939, нацизм, немецкий, немцы, Великая отечественная война, цитата, Польша, Гитлер, литература

Previous post Next post
Up