Дети Арбата и предательство родителей

Jan 28, 2023 11:11

Подумала тут: поколение детей репрессированной советской элиты (окуджавы, аросевы и подобные, имя им легион) отличала особая ненависть ко всему советскому. Тиран, режим, вот это вот всё. Хотя большой вопрос, по чему они на самом деле так скучали и страдали, по родителям или по утраченной роскоши. Незаслуженной ими, и особенно на фоне и за счёт бедной страны, но полученной, т.к. они были детьми разных «правильных» людей.

По ощущениям, чаще именно по ней. Сколько я читала того же Трифонова, там не столько тоска по матери и отцу, сколько по даче в Серебряном бору, огромной и непонятно, откуда взявшейся библиотеке, центру Москвы, к которому эта семейка никакого отношения не имела, как и большинство таких вот, и т.д. Ну и у других похожее, пусть и не всегда так явно высказанное.

А вот большой вопрос: как бы отнеслись к такому антисоветизму те самые репрессированные родители, если бы они выжили? Или как отнеслись те, кто выжили? Насколько я понимаю, та же семья Трифоновых, его бабушка и мать после всего оставались вполне себе верными идеалам начала века. Хотя у одной расстреляли зятя и арестовали дочь, другая (эта самая дочь) провела в лагерях восемь лет. Да и Ариадна Эфрон, суда по всему, оставалась верна идеалам юности. Впрочем, в её случае отказ от них был бы совсем катастрофой.
И это не единственные примеры.

Тот же Рыбаков, которого всё это коснулось в юности, не был, судя по его автобиографии, таким уж тотальным антисоветчиком. Да, Сталина он ненавидел (точнее, не самого Сталина, а тот образ, который он сам себе и, увы, не только себе создал). Но в своей автобиографии он вполне разумно пишет об СССР, не очерняя всё и вся.

Так что вся эта оголтелая ненависть и критика вообще всего советского как-то подленько выглядит. Особенно учитывая, что многие из этих погибших родителей сами эту советскую власть и строили. Так что очень странно, когда их детишки критиковали плоды их трудов.

Ариадна Эфрон, репрессии, биография, Трифонов, мизантропия, 1937, мелкая философия на глубоких местах, Окуджава, вопрос, Сталин

Previous post Next post
Up