Моя первая библиотека: она ещё существует, хотя и под другим номером!

Aug 12, 2021 19:37

Чуть ли не единственное любимое и важное место в Бирюлёве, куда нас сослали переселили из Замоскворечья.

Чтение я любила не то, что сколько себя помню, а и задолго до. Во всяком случае, с самого юного возраста приставала ко всем родственникам с просьбой почитать. Так что в нашей семье стихотворение "Как хорошо уметь читать" было ооочень актуальным: мне его читали, очень выразительно на меня глядя. Но так как кто-то, готовый читать, рядом всегда был, то как-то оно не было нужно. Хотя буквы я выучила сама, по пластмассовой азбуке (красные - гласные, синие - согласные). Причём хорошо помню, как выучила последнюю букву - это была ы. Мне три года, Голиковский, у нас в гостях мамина двоюродная сестра тётя Валя, я спрашиваю их обеих, что это за буква, и тётя Валя говорит: ы.
Принцип складывания букв в слова показала мне тётя. В четыре года. Поздно по семейным меркам: отец выучился читать в три, по энциклопедиям. Выискивал самые длинные слова и читал их. Мама - тоже в четыре, но это в деревне, причём у бабушки только четыре класса образования, так что всё не особо интеллектуально.
Ну и вот я тоже только в четыре. Но мама об этом не знала.

И вот мне уже пять, идём мы с её работы и вдруг я вижу вывеску "Детская библиотека". И меня это так впечатляет, что библиотека - и специально детская! И я начинаю умолять меня туда записать. А мама мне говорит: какая библиотека, ты же читать не умеешь!
В тот же вечер я прочитала её большой кусок "Дяди Стёпы", она меня специально по тексту погоняла, чтобы быть уверенной, что я не наизусть шпарю. Убедилась.

Следующие десять лет непредставимы без библиотеки. Дома книг было мало, в магазинах детское хоть и было, но мало и не то. Так что все любимые книги были со штампом сто второй библиотеки: Михаил Коршунов, Линдгрен (не надо кидать тапками, но я предпочитаю Брауде), Муфта, Полботинка и Моховая Борода, Винни Пух, Ябеда-Корябеда, Тореадоры из Васюковки; разумеется, Перельман, Лёвшин, Ферсман и далее по списку; "Казаки-разбойники" Людмилы Матвеевой; позже - "Повесть о Зое и Шуре" (без шуток: раз тридцать!), Динка, Бруштейн; три мушкетёра, Серебряные коньки, Робинзон Крузо. Рыбаков, Железников, Яковлев, Алексин. Разумеется, всякое нехудожественное: Маркуша, Могилевская, позже - Калинка.

Почему-то не помню, чтобы брала там классику. Впрочем, всё по школьной-то программе дома имелось. Но вот именно всё детское - оно оттуда.

Были там прекрасные библиотекари. Увы, по имени помню только одну, Наталью (Сергеевну? Александровну?) из младшего зала (в котором в "святые девяностые" открыли видеосалон, а потом что-то ещё: выживали, как могли). Они все обожали книги и умели порекомендовать то, что надо.

Году в 1993-1994-м в библиотеке случился пожар. Не знаю, была ли это попытка отжима помещения или просто тогдашняя разруха, но это была трагедия. Она была закрыта пару месяцев, я как раз умудрилась надолго заболеть, а дома все книги были читаны-перечитаны. В результате я за время болезни выучила чуть ли не наизусть "Энциклопедический словарь юного химика" (а таблицу Менделеева с номерами и массами - так и наизусть!). Это мне пригождалось потом до конца школы. В выпускном классе у меня у единственной была пятёрка - при учительнице-зверюге! Вот до чего закрытая библиотека-то доводит!

...Потом многие книги списали, и мы принесли домой пару сумок книг со следами пожара. Некоторые из них были среди давно мечтанных, но не находимых в магазинах. Не было бы счастья, так сказать.

Учитывая все жизненные обстоятельства, это было, пожалуй, лучшим, что в бирюлёвской части моего детства и было.

Оказывается, она вполне себе существует и работает до сих пор. Хотя и под другим номером. И, очевидно, совсем с другими людьми. Хотя и на том же месте.

библиотеки, книги, Москва, воспоминания, детство

Previous post Next post
Up