"И опыт, сын ошибок трудных"
А.С. Пушкин
Существует распространенное заблуждение, что опыт - это совокупность знаний и отточенных навыков.
Исходя из сего ошибочного утверждения, делается вывод о том, что квалифицированный работник молодого и среднего возраста в силу высокой способности генерировать новые идеи, представляет бОльшую ценность, по сравнению с работником возрастной категории с опытом.
На самом деле, опыт - это
знание об ошибках, а большой опыт - знание о технологии совершения ошибок, т.е. о ложных путях.
Невозможно получить такой опыт из книг, поскольку вся литература, посвященная человеческим ошибкам сводится к перечислению наиболее распространенных ошибок и заблуждений, но совершенно умалчивает о том, каким способом человек приходит к таким ошибкам.
Молодой коллега-начальник однажды посетовал, что его подчиненные старшего возраста недостаточно усердно изучают библиотеку знаний ITIL.
(Для не IT-шников поясню, что ITIL - это библиотека практического опыта в области IT-технологий).
Когда я ответил, что ITIL не является прямым руководством к действию, юный начальник сделал большие глаза и уставился недоуменным взглядом. По его мнению, ITIL содержит лучшие решения в области IT-технологий, которым надо следовать, чтобы избежать ошибок.
В этом состоит принципиальная ошибка юного босса.
Любое скопище знаний должно содержать в первую очередь описание ошибок, которых следует избегать, а посему, такие фундаментальные сборники могут быть написаны только людьми с большим опытом работы.
Что же получается на практике?
Во-первых, молодежь использует готовые знания и решения, не утруждаясь поиском новых путей, а это никакая и ни разу не креативность.
Во-вторых, пользуясь готовыми знаниями, используют стандартные методы и повторяют чьи-то ошибки.
Затем, потратив уйму времени, в поисках наилучшего решения, тыкаются направо и налево, и, наряду с удачными действиями, снова совершают много неверных попыток.
То есть всё равно тратят силы на получение персонального опыта.
В-третьих, любое производство требует жесткой стабильности в течение времени выпуска изделия, выполнения работ, оказания услуг.
Постоянные дергания со стороны "креативщиков" сведут на нет всё и вся, особенно при отсутствии опыта.
И эта вот активная движуха по"набиванию собственных шишек" выдается за креативность, за умение создавать нечто принципиально новое.
По сути это изобрететельство очередного велосипеда, которое называется по-другому, изящным и малопонятным словом "креативность".
Однако, любой созидательный путь неизбежно и в равной степени приводит как к истине, так и к ошибкам.
Умение избегать ошибок в работе достигается даже не через избегание известных ошибок, а через познание технологии совершения ошибок.
Отсюда, креативность- это способность идти кратчайшим путем к намеченной цели, не отвлекаясь на давно изученные ложные пути.
Кратчайший путь к решению любой проблемы в обход ошибок - это и есть креативность, как умение созидать.
Важен ведь конечный результат, а не процесс.
Но почему-то склонность к непрерывному генерированию говноидей по любой тематике выдается за креативность, хотя на самом деле это обычный путь познания, свойственный молодым падеванам.
Называть креативностью процесс обретения опыта методом проб и ошибок по меньшей мере нелепо, потому что это путь к доминированию серой массы самоуверенных хвастунов.
А ещё говорят, что молодежь отличается высокой креативностью... Как бы не так...
Не существует тайных формул успеха. Есть умение избегать ошибок, суть которого знание технологии различения истинных и ложных путей.
Я бы назвал эту науку - ошибкология.
Этому нельзя научить. Это дается лишь со временем и опытом.
Алмаз должен пройти огранку, прежде чем стать бриллиантом.