Книга. Генри Форд «Моя жизнь. Мои достижения»

Apr 03, 2024 08:32


Все, кто изучал «Теорию организации» или «Менеджмент», знают, что есть те или иные школы управления, так в административной-научной часто упоминают Генри Форда (1863-1947). Прочитав про это в очередной раз, вспомнила, что у меня в библиотеке есть его книга «Моя жизнь. Мои достижения», и решила не откладывать ее, а взять и прочитать.





Почти всю книгу выделила, если бы организаторы того или иного дела, мыслили и действовали как Форд, то многие вещи, которые сегодня происходят в промышленности и в целом на рынке, просто бы не существовали либо существовали штучно. Не используя теорию и опыт таких людей, мы превращаемся либо в Дон Кихотов, либо в Скупых рыцарей, мало развиваем реальные дела и много вкладываем в акции, банки и юристов. А ведь книга написана о ситуации в промышленности в Америке начала ХХв., мы живем в ХХI ...

В книге рассмотрены почти все основные вопросы организации личного дела от мастерской до международной организации.



Привычный сейчас закрытый кузов седан рассчитанный на пять пассажиров являлся большой редкостью в начале XX века - даже для роскошных моделей. Генри Форд в 1914 году совершил революцию в этой области предоставив возможность заказать комфортабельный закрытый кузов на два ряда сидений даже на доступную модель Т.

Здесь можно найти ответы на вопросы: зачем и почему нужно создавать (миссия) то или иное дело, как организовать рабочий процесс и взаимодействие с работниками, почему автоматизация и машина не так страшны, почему не нужно забывать старое и сразу внедрять новинки, где искать финансы на развитие (всегда внутри организации, а не у банков), как готовить кадры, начиная со школы, что такое деньги, благотворительность и т.п.



Книга полезна не только тем, у кого есть свое собственное дело, но и управленцам государственных предприятий и министерств, потребителям / клиентам и всем, кто задумывается о происходящем в обществе.



Поточный метод производства поначалу сильно переутомлял рабочих скоростью и однообразием работы. Чтобы прекратить постоянные увольнения Генри Форд ввел в 1914 году невиданную в промышленности оплату в 5 долларов за 8-часовой рабочий день - в два с лишним раза выше, чем он платил ранее за 9-часовую смену.

Немного цитат и это только из одной главы:

**Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной; она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения.

**Основные функции - земледелие, промышленность и транспорт. Без них невозможна общественная жизнь. Они скрепляют мир. Обработка земли, изготовление и распределение предметов потребления столь же примитивны, как и человеческие потребности, и все же более животрепещущи, чем что-либо. В них квинтэссенция физической жизни. Если погибнут они, то прекратится и общественная жизнь.

**Работы сколько угодно. Дела - это ни что иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства.



Поточный метод производства поначалу сильно переутомлял рабочих скоростью и однообразием работы. Чтобы прекратить постоянные увольнения Генри Форд ввел в 1914 году невиданную в промышленности оплату в 5 долларов за 8-часовой рабочий день - в два с лишним раза выше, чем он платил ранее за 9-часовую смену.

**Девиз: «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу.

**Заботиться о благополучии страны - долг каждого из нас. Только, при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно.

**Всякая монополия и всякая погоня за наживой - зло. Для предприятия неизменно вредно, если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает так здорово предприятие, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само. Все слишком легко доставалось в деловой жизни. Пошатнулся принцип определенного, реального соответствия между ценностью и ее эквивалентом. Отпала необходимость думать об удовлетворении клиентуры. В определенных кругах возобладал даже род тенденции гнать публику к черту. Некоторые обозначали это состояние, как «расцвет деловой жизни». Но это ни в коем случае не означало расцвета. Это была попросту ненужная погоня за деньгами, не имевшая ничего общего с деловой жизнью.



Наши дни

**Если не иметь постоянно перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом, в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет. Делать дела на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства - чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю. Если вопрос о деньгах рассматривается в ложной перспективе, то фальсифицируется в угоду производителю и продукция.

**Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу. Правда, некоторое время он может вести свои дела недурно, обслуживая исключительно себя. Но это ненадолго. Стоит народу сообразить, что производитель ему не служит, и конец его недалек.

**Заем денег легко превращается в уловку для того, чтоб не глядеть в глаза убытку. Чужие деньги зачастую поддерживают лень. Многие предприниматели слишком ленивы для того, чтоб подвязать себе рабочий передник и пересмотреть до основания, где кроется убыток, или же слишком горды, чтоб признаться, что что-то из предпринятого ими не удалось. Однако законы работы подобно законам силы тяжести, кто им противится - принужден испытать их могущество.

В публикации использованы фото с сайта Музея Транспорта Москвы и официального сайта Форд.

ford, literatura, book, history, литература, читаем вместе, история, наука, развитие, автомобили, промышленность, читаем, новая книга, auto, генри форд, книга, художественная литература, car, завод

Previous post Next post
Up