Все, кто изучал «Теорию организации» или «Менеджмент», знают, что есть те или иные школы управления, так в административной-научной часто упоминают Генри Форда (1863-1947). Прочитав про это в очередной раз, вспомнила, что у меня в библиотеке есть его книга «Моя жизнь. Мои достижения», и решила не откладывать ее, а взять и прочитать.
Почти всю книгу выделила, если бы организаторы того или иного дела, мыслили и действовали как Форд, то многие вещи, которые сегодня происходят в промышленности и в целом на рынке, просто бы не существовали либо существовали штучно. Не используя теорию и опыт таких людей, мы превращаемся либо в Дон Кихотов, либо в Скупых рыцарей, мало развиваем реальные дела и много вкладываем в акции, банки и юристов. А ведь книга написана о ситуации в промышленности в Америке начала ХХв., мы живем в ХХI ...
В книге рассмотрены почти все основные вопросы организации личного дела от мастерской до международной организации.
Привычный сейчас закрытый кузов седан рассчитанный на пять пассажиров являлся большой редкостью в начале XX века - даже для роскошных моделей. Генри Форд в 1914 году совершил революцию в этой области предоставив возможность заказать комфортабельный закрытый кузов на два ряда сидений даже на доступную модель Т.
Здесь можно найти ответы на вопросы: зачем и почему нужно создавать (миссия) то или иное дело, как организовать рабочий процесс и взаимодействие с работниками, почему автоматизация и машина не так страшны, почему не нужно забывать старое и сразу внедрять новинки, где искать финансы на развитие (всегда внутри организации, а не у банков), как готовить кадры, начиная со школы, что такое деньги, благотворительность и т.п.
Книга полезна не только тем, у кого есть свое собственное дело, но и управленцам государственных предприятий и министерств, потребителям / клиентам и всем, кто задумывается о происходящем в обществе.
Поточный метод производства поначалу сильно переутомлял рабочих скоростью и однообразием работы. Чтобы прекратить постоянные увольнения Генри Форд ввел в 1914 году невиданную в промышленности оплату в 5 долларов за 8-часовой рабочий день - в два с лишним раза выше, чем он платил ранее за 9-часовую смену.
Немного цитат и это только из одной главы:
**Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной; она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения.
**Основные функции - земледелие, промышленность и транспорт. Без них невозможна общественная жизнь. Они скрепляют мир. Обработка земли, изготовление и распределение предметов потребления столь же примитивны, как и человеческие потребности, и все же более животрепещущи, чем что-либо. В них квинтэссенция физической жизни. Если погибнут они, то прекратится и общественная жизнь.
**Работы сколько угодно. Дела - это ни что иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства.
Поточный метод производства поначалу сильно переутомлял рабочих скоростью и однообразием работы. Чтобы прекратить постоянные увольнения Генри Форд ввел в 1914 году невиданную в промышленности оплату в 5 долларов за 8-часовой рабочий день - в два с лишним раза выше, чем он платил ранее за 9-часовую смену.
**Девиз: «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу.
**Заботиться о благополучии страны - долг каждого из нас. Только, при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно.
**Всякая монополия и всякая погоня за наживой - зло. Для предприятия неизменно вредно, если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает так здорово предприятие, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само. Все слишком легко доставалось в деловой жизни. Пошатнулся принцип определенного, реального соответствия между ценностью и ее эквивалентом. Отпала необходимость думать об удовлетворении клиентуры. В определенных кругах возобладал даже род тенденции гнать публику к черту. Некоторые обозначали это состояние, как «расцвет деловой жизни». Но это ни в коем случае не означало расцвета. Это была попросту ненужная погоня за деньгами, не имевшая ничего общего с деловой жизнью.
Наши дни
**Если не иметь постоянно перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом, в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет. Делать дела на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства - чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю. Если вопрос о деньгах рассматривается в ложной перспективе, то фальсифицируется в угоду производителю и продукция.
**Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу. Правда, некоторое время он может вести свои дела недурно, обслуживая исключительно себя. Но это ненадолго. Стоит народу сообразить, что производитель ему не служит, и конец его недалек.
**Заем денег легко превращается в уловку для того, чтоб не глядеть в глаза убытку. Чужие деньги зачастую поддерживают лень. Многие предприниматели слишком ленивы для того, чтоб подвязать себе рабочий передник и пересмотреть до основания, где кроется убыток, или же слишком горды, чтоб признаться, что что-то из предпринятого ими не удалось. Однако законы работы подобно законам силы тяжести, кто им противится - принужден испытать их могущество.
В публикации использованы фото с сайта
Музея Транспорта Москвы и официального сайта Форд.