Проснувшись утром, первым делом услышала шум дождя, значит прогулку по городу нужно было заменить чем-то другим, не сидеть же дома.
Приглянулась «Дача Шаляпина», причем музей находится в таком оригинальном особняке, что его сразу выделяешь среди других домов. Тем более расположен он рядом с жд вокзалом, и мимо него не пройдешь. Но узнала, что этот особняк музей, только когда в него пришла на экскурсию.
У лестницы всех гостей встречает вековая ель - ровесница старинного особняка и скульптура Федора Ивановича Шаляпина.
Но до того, как стать «Дачей Шаляпина», особняк был известен как «пансион госпожи Ушаковой». Особняк был построен в 1903 г. как гостевой дом купцом Ушаковым для сдачи в аренду (архитектор Эммануил Ходжаев), и позже подарен жене.
Летом 1911 г. снимал флигель молодой композитор Сергей Прокофьев. В 1914 г. особняк продан казачьему генералу Георгию Абрезову. У него-то и арендовал дом Федор Иванович Шаляпин, приехав в Кисловодск в 1917 г. вместе с женой Марией Петцольд и дочерьми Марфой и Мариной.
Но это был не первый приезд певца в Кисловодск. Впервые он приехал сюда с гастролями в 1899 г.
Экскурсия в музее полностью посвящена удивительной личности Федора Ивановича. Современники певца понимали его уникальность, но было время, когда его называли «каким-то Шаляпиным». Долгий и трудный путь прошел Шаляпин от статиста-хориста до оперного певца с мировым именем.
После долгой борьбы, после тяжких невзгод судьба одарила его тем, в чем он так нуждался: он попал в театр С.И. Мамонтова, который вносил в свое дело дух смелых дерзаний.
Шаляпин в этом театре встретился с лучшими художниками: Васнецовым, Коровиным, Серовым, Головиным, Врубелем, в составе труппы были, прекрасные вокальные силы - Секар-Рожанский, Забелла и другие, в репертуаре были «Садко», «Игорь», «Хованщина». Здесь, в период 1896-1899 гг. Шаляпин работал, шлифуя свой необычайный талант. Здесь сложилась его художественная личность. Здесь творчество этого великого художника русской сцены достигло своего высшего выражения.
Главная заслуга Шаляпина как вокалиста состоит в том, что он расширил рамки вокального искусства, обогатив его новыми средствами выражения.
Не могу про себя сказать, что я знаток творчества Федора Шаляпина, но на экскурсии больше всего поразили его сценические образы, как он мог перевоплощаться и создавать своего героя. Иногда думаешь, что не мог один человек создать таких разных персонажей. Но «Шаляпин - не только замечательный певец, он и изумительный актер.
И мимика артиста и каждый найденный им жест создавали впечатление, наилучшим образом характеризующее изображаемое им лицо. Кто, кроме Федора Ивановича Шаляпина, умел с таким совершенством создать движениями рук как бы двойное отражение жизни человеческой души?
В галерее созданных Шаляпиным музыкально-драматических воплощений трогательный, глубоко человечный, притом величественный и потрясающий образ Дон-Кихота занимает одно из самых первых мест.
Спектакль начался при переполненном до отказа зале оперного театра Монте-Карло.
После небольшого, в несколько тактов, оркестрового вступления взвивается занавес. Издалека, из самой глубины сцены, появляется верхом на Россинанте худой рыцарь в шлеме, латах, с копьем в руках, сопровождаемый толстым слугой. Движутся они очень медленно вперед на публику, к самой авансцене. И вот перед зрителем предстал рыцарь добра и чести в строгом, аскетическом образе, с ликом святого, поборника высших идеалов, со взглядом мечтателя, с обращенным в публику красноречивым жестом левой руки, зовущим к себе всех нуждающихся в его помощи.
Какое глубокое понимание искусства грима и анатомии тела проявил Федор Иванович! Как он мастерски воспользовался этим тонким искусством, гримируя себя! До чего выразительна была худоба его вытянутой, со впадинами шеи, его бесконечно длинные тонкие пальцы, его заостренный с горбинкой нос, его бледный, высокий, крутой лоб и, наконец, мечтательный, устремленный вдаль взгляд! Этот гениальный выход был так необычен, так потрясающе прекрасен, что вся публика партера встала, как загипнотизированная. Шаляпин еще не сказал ни слова, стоял на месте и молчал. Публика замерла в каком-то оцепенении... Минута казалась вечностью... И вдруг весь театр сотрясся от громовых восторженных рукоплесканий. Весь зрительный зал, наполненный декольтированными дамами, усыпанными бриллиантами, и вылощенными кавалерами, все до одного, забыв светскую условность, неистово кричали, махали руками, аплодировали, долго не давая дирижеру возможности продолжать спектакль.
Кто знает эту пресыщенную, чопорную публику, этих заядлых снобов Монте-Карло, которых, кажется, ничем не проймешь, тот поймет, какой колоссальной силой художественного воздействия нужно было обладать Шаляпину, чтобы с первого же момента появления на сцене вызвать столь небывалый в стенах этого театра успех.
У меня текли слезы от чувства бесконечной гордости за свою страну, за ее гений...» (из воспоминаний А. Хессин).
Но кроме сцены, жизнь Шаляпина была наполнена и добрыми делами. Так 27 августа 1917 г. Шаляпин дал в кисловодском Курзале концерт и часть вырученных средств передал на строительство санатория для раненных на войне солдат. Он вообще очень много жертвовал на благотворительность - на больницы, на храмы. В начале века в России были популярны акции «Белый цветок»: за каждый взнос жертвователям дарили цветы. Так вот у Федора Ивановича их бывали целые гирлянды. Кроме того, он и самих солдат, нижние чины, пригласил на кисловодский концерт. И поскольку свободных мест не было, их разместили в оркестровой яме.
Попасть на концерт даже состоятельным людям было очень трудно - билеты разлетались мгновенно. Но в тот августовский вечер поклонникам великого баса повезло: когда Шаляпин после выступления в Курзале вернулся на «дачу», фанаты встретили его аплодисментами. И тогда он вышел на веранду и запел. Начался дождь, потом закончился, но слушатели не расходились, и он пел для них несколько часов при свете луны.
Бессмысленно подсчитывать, сколько денег за всю свою жизнь потратил Шаляпин на благотворительность. Вес рубля постоянно менялся, а ведь были еще гонорары в многочисленных заграничных валютах. Говорят, что общая сумма его пожертвований была эквивалентна 430 килограммам золота.
Рассказали в музее и о личной жизни Шаляпина. Сейчас в особняке оборудованы отдельные комнаты, где воссоздана атмосфера, когда в них жил Шаляпин с семьей, здесь же размещены личные фотографии.
В 1922 г. Шаляпин уехал на гастроли и больше не вернулся в Россию: «...за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчётов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя». Вернуться звали неоднократно.
Жил Шаляпин в эмиграции неплохо. Однако эмигрантом он при этом не был. До самой своей смерти гражданства не менял, хотя любое из государств, где он долгое время проживал (Франция, Италия, США) с радостью выдало бы ему свой паспорт.
Шаляпин ценен для нас не только тем, что можно, оказывается, быть знаменитым артистом и при этом не устраивать периодических сеансов изобличения своей родины во всех смертных грехах. Он демонстрирует, что если вдруг приходит новая власть и (например) отбирает синекуру или каким-то иным способом разрушает сложившийся уютный мирок, - это повод, чтобы уехать. Но не повод, чтобы созывать против своей родины международное ополчение интервентов, создавать фашистские партии и бегать по разведкам - от Польши до Японии. В общем, как сказал в отдалённо похожем случае Владимир Высоцкий, «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать я их буду не с вами».
Цветы во дворе музея
Использовались источники:
Дом с историей: «Дача Шаляпина» в Кисловодске Благотворитель Шаляпин: «Даром только птички поют» А.Б. Хессин «Из моих воспоминаний» Как эмигрировать правильно. К годовщине отъезда Шаляпина Начало