От Кремля решила пройти по верхней части города. Музеи были закрыты из-за карантина, поэтому просто изучала архитектуру и заходила в храмы.
Первый храм - Петропавловский. Он привлек внимание своей белизной на фоне яркой калины. А еще перед храмом установлена скульптура сидящего на скамье Федора Михайловича Достоевского, рядом с которым кандалы и Евангелие, которое ему подарила Наталья Фонвизина, жена декабриста Михаила Фонвизина. Он провел в Тобольске 12 дней в 1850 году в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омск.
За церковью Петра и Павла находится здание старого острога. Именно в старом остроге содержался Ф.М. Достоевский, осужденный по делу петрашевцев. Из письма Ф.М. Достоевского к брату М.М. Достоевскому (от 22 февраля 1854 года): «Был чудесный зимний день. Нас везли пустырем. Но мы выехали в праздничную пору и потому было везде, что есть и пить. Мы мерзли ужасно. Одеты мы были тепло, но просидеть, например, часов 10, не выходя из кибитки, и сделав 5-6 остановок было почти невыносимо. Я промерзал до сердца, и едва мог отогреться потом в теплых комнатах. Но чудно: дорога поправила меня совершенно. В Пермской губернии мы выдержали одну ночь в 40 градусов. Довольно неприятно. Грустная была минута переезда через Урал. Лошади и кибитки завязли в сугробах. Была метель. Впереди Сибирь и таинственная судьба в ней. На станциях с нас брали втридорога, несмотря на наши кандалы. Один Кузьма Прокофьич взял чуть ли не половину наших расходов на свой счет, взял насильно. Дорога до Тобольска прошла благополучно, только часто случалось отмораживать себе или пальцы, или нос, или уши».
В Тобольск они прибывают 9 января. В Тобольске состоялась одна из главных встреч Достоевского - встреча с женами декабристов и получение Евангелия.
В «Дневнике писателя за 1873 год» Достоевский описал встречу с женами декабристов на каторге: «В Тобольске, когда мы в ожидании дальнейшей участи, сидели в остроге на пересыльном дворе, жены декабристов умолили смотрителя острога и устроили в квартире его тайное свидание с нами. Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, какой только может быть. Ни в чем неповинные, они в долгие 25 лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья. Свидание продолжалось час. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием».
Много позже писатель придет к осознанию: "Меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трех дней не выдержу, и - вдруг совсем успокоился. Ведь я там что делал? Я писал "Маленького героя" - прочтите, разве в нем видно озлобление, муки? Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, Христа понял, русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно".
А. Г. Достоевская вспоминает, что в день своей смерти, 28 января 1881 г., утром писатель открыл этот экземпляр Евангелия, подаренный ему тридцать лет назад женами декабристов: «...он часто, задумав или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, чтò стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.
Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. II: “Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду”.
- Ты слышишь: “не удерживай” - значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу»
Последняя пометка в этой книге сделана рукой жены писателя, Анны Григорьевны: "Открыта мною и прочтена по просьбе Федора Михайловича в день его смерти, в 3 часа".
«Каторжное» Евангелие Достоевского хранится в НИОР РГБ в Москве.
От скульптуры прошла в храм. История храма схожа с многими церквями России. Восстановительные работы начались в 80-90 ХХ в., история же каменного храма идет от 1768 г. Тогда был заложен храм во имя апостолов Петра и Павла, с приделами свт. Алексия, митрополита Московского и преподобного Нила Столобенского.
Основанием каменного храма служит первая деревянная Петропавловская церковь, которая была построена не позднее 1652 г., но погибла в пожаре.
От храма по прямой дошла до Завального кладбища, но сначала прошла к памятнику декабристкам.
Интересно все-таки устроена наша жизнь. С декабристками меня связывает давняя история. В 9 классе я сдавала историю и хотела писать про русско-японскую войну 1905 года, но в библиотеках не было достаточно литературы. Тогда я выбрала тему «Декабристки». Остановилась на Марии Николаевне Волконской. И вот сейчас через много лет встреча с ними в Сибири.
Тобольский памятник декабристкам - это ротонда с женской фигурой в середине. Для своих современников и позже олицетворением «великих страдалиц» стала Наталья Фонвизина (урожденная Апухтина). Есть мнение, что Пушкин писал с нее свою Татьяну. Иные также считают, что эта бывавшая в тобольской ссылке красавица послужила и одним из прототипов великих произведений других русских классиков. Якобы, Достоевский писал с нее Сонечку Мармеладову, а Толстой - Наташу Ростову еще в черновом варианте неопубликованного романа «Декабристы», легшего потом в основу «Войны и мира».
«…следуя за своими мужьями и продолжая супружескую с ними связь, они естественно сделаются причастными к их судьбе и потеряют прежнее звание, то есть будут уже признаваемы не иначе, как женами ссыльно-каторжных…» (Из предписания иркутскому гражданскому губернатору).
До 14 декабря 1825 г. были женаты 23 декабриста. После приговора и исполнения казни остались вдовами жены декабристов К. Рылеева и И. Поливанова, умершего в сентябре 1826 г.
11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь, а вместе с ними еще 7 женщин: матери и сестры сосланных декабристов. Вот имена женщин, последовавших за своими мужьями, сосланными на каторжные работы в Сибирь: Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль), Мария Николаевна Волконская, Александра Ивановна Давыдова, Александра Васильевна Ентальцева, Камилла Петровна Ивашева, Александра Григорьевна Муравьева, Елизавета Петровна Нарышкина, Анна Васильевна Розен, Екатерина Ивановна Трубецкая, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Мария Казимировна Юшневская.
Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования… Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро (М. Волконская, П. Анненкова, Е. Нарышкина, А. Розен, Н. Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (М. Юшневская, А. Ентальцева, А. Давыдова). А. Муравьева, К. Ивашева, Е. Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.
Из сквера декабристок прошла на Завальное кладбище. Здесь остались навсегда семеро декабристов: Александр Петрович Барятинский, Фердинанд Богданович Вольф, Семен Григорьевич Краснокутский, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Михайлович Муравьев, Степан Михайлович Семенов, Флегонт Миронович Башмаков.
могилы Богдановича и Муравьева
14 декабря 1825 года высшая аристократия России на Сенатской площади в центре Санкт-Петербурга возглавила попытку ограничить, а, если получится, то и уничтожить самодержавие. Все участники восстания были наказаны, многие из них были направлены в Сибирь на каторжные работы и на поселение, 17 из них отбывали ссылку в Тобольске: Анненков Иван Александрович; Барятинский Александр Петрович; Басаргин Николай Васильевич; Башмаков Флегонт Миронович; Бобрищев-Пушкин Николай Сергеевич; Бобрищев-Пушкин Павел Сергеевич; Вольф Фердинанд Богданович; Краснокутский Семен Григорьевич; Кюхельбекер Вильгельм Карлович; Муравьев Александр Михайлович; Муравьев Александр Николаевич; Свистунов Петр Николаевич; Семенов Степан Михайлович; Фонвизин Михаил Александрович; Чижов Николай Алексеевич; Штейнгель Владимир Иванович; Батеньков Гавриил Степанович.
Приехав в Тобольск в разные годы, они сумели занять видное место в общественной и культурной жизни города.
Оказавшись оторванными от политической борьбы, разбросанные по малолюдным сибирским просторам, эти « богатыри, кованые из чистой стали», и в новой для себя жизни остались верны идеалам юности. Сохранили свои нравственные начала. Даже в условиях постоянного полицейского надзора и всевозможных ограничений, декабристы два с половиной десятилетия влияли на жизнь губернского города и вносили особую свежесть в тобольское общество.
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. И это не удивительно, если учесть, что «цвет всего, что было образованного в России, - как писал А. Герцен, - отправлено в Сибирь», а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь «страной умных людей».
В 40-50 годах XIX в. некоторые декабристы получили разрешение на государственную службу. Это была единственная официальная форма деятельности ссыльных. В Тобольском губернском правлении в разные годы служили А.Н. Муравьев, С.М. Семенов, И.А. Анненков, А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов.
Поступив на службу, декабристы использовали все возможности для социальной защиты крестьян и бедноты, боролись с казнокрадством и взяточничеством. Будучи сами людьми принципиальными, честными, морально чистыми, они выгодно отличались от большинства сибирских чиновников.
Особенно близок с декабристами был известный в городе педагог, автор сказки «Конек-Горбунок» П.П. Ершов. Достаточно осторожный и осмотрительный человек, он был знаком и дружен со многими из них.
Кумиром тобольских декабристов был Александр Сергеевич Пушкин. Его стихи звучали как гимн утраченной свободе, как песня, рассказывающая о днях, проведенных в кругу друзей и родных. На стихи Пушкина композитор А.А. Алябьев, сын Тобольского губернатора, сочинял музыку. Один из концертов состоялся в здании Тобольской гимназии. Возможно, на этом концерте исполнялись романсы «Разлука», «Вечерний звон», «Иртыш», включенные композитором в цикл «Северный певец». В Тобольске Алябьев написал также музыку к «Кавказскому пленнику», романс «Пробуждение» на стихи Пушкина. Позже о Пушкине рассказывал тобольским гимназистам учитель словесности П.П. Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок», очень высоко оцененной великим поэтом. Со стихами Пушкина, обращенными к декабристам, уехал в 1849 г. из Тобольска юный Менделеев. Эти стихи хранились переписанными от руки в его тетради, которой были доверены сокровенные юношеские мысли, народная песня и кольцовская «Русь».
Теплыми узами дружбы с декабристами была связана тобольская семья Менделеевых. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Тут жили почтенные и всеми уважаемые декабристы Фонвизины, здесь Анненковы, тут Муравьёвы, близкие нашей семье. Уже нет никого из тех в живых, и можно говорить, что семьи декабристов придавали Тобольской жизни особый отпечаток, наделив её светлыми воспоминаниями. Память о них до сих пор живёт в Тобольске».
Посетив могилы декабристов, зашла в храм Семи Отроков Эфесских. Построена церковь в камне в 1775 г. Это единственный из всех храмов Тюменской области, который не закрывался в тяжелые годы гонений.
Начало