Проект «Путь Александра». Псков. Кремль

Apr 14, 2022 11:39


В Пскове мы посетили с экскурсией Кремль или Кром. Я в этом месте уже третий раз и каждый раз не устаю любоваться красотой этого места, величием Кремля и собора.





Узкий скалистый мыс при впадении реки Псковы в Великую, где расположен Кремль (Кром), считается местом рождения Пскова, выросшего на основе более древнего славянского поселения.



Данные археологических раскопок в северной части современного Кремля говорят о наличии там в VIII в. деревоземляных укреплений по западной границе мыса и о каменной стене, датируемой Х-ХIII вв. Во второй половине ХII в. в Кремле был построен каменный Троицкий собор на месте, как предполагают, деревянного храма Х в.



В этот раз нас, конечно, интересовала история Александра Невского на Псковской земле.



В книге Н.А. Клепинина читаем: «Летом 1240 года Св. Александр при звоне колоколов и ликовании народа въехал в Новгород. Зимой того же 1240 года он с матерью, женой и всем княжьим двором уехал в Суздаль, поссорившись с новгородцами.

Св. Александр, по-видимому, не был ослеплён невской победой. Эта победа была только началом длительной войны. Её признаки сказывались во всём. Во время похода новгородцев к Неве меченосцы совершили набег на Псков. Поэтому Св. Александр готовился к дальнейшей борьбе. Для него Новгород продолжал оставаться на военном положении, как и при выступлении в поход.

В этой распре правым оказался Св. Александр.

Зимой 1241 г. Св. Александр после года отсутствия снова въехал в Новгород, и «рады быша новгородцы». Общие беды и невзгоды крепко связали Св. Александра с Новгородом.

По приезде Св. Александр собрал ополчение из новгородцев, ладожан, корельцев и ижорян, напал на воздвигнутое на новгородской земле Копорье, разрушил город до основания, перебил многих меченосцев, многих увёл в плен, других отпустил - «бе милостив паче меры», - а перебежчиков вожан и чудь велел казнить.

В ответ на это нападение орденские братья, несмотря на зимнее время, напали на Псков и, разбив псковичан, посадили в городе своих наместников.

Во главе новгородского и низового войска Св. Александр с братом Андреем пошёл на орден. По дороге он взял приступом Псков и орденских наместников отослал закованными в Новгород. Из-под Пскова он двинулся дальше и вошёл во владения ордена.



Вступив в орденские земли, Св. Александр пустил полки в зажития. Меченосцы напали на передовой полк новгородцев и изрубили его. Домаш Твердиславович, брат новгородского посадника, «муж добр», был убит. Из всего полка лишь немногие успели убежать к своему князю.

При известии о вторжении русских магистр собрал весь орден и подчинённые ему племена и выступил к рубежам. Узнав, что на него идёт большая рать, Св. Александр отступил из орденских владений, перешёл через Чудское озеро и поставил свои полки на русском его берегу, на Узмени у Вороньего Камня. Наступил уже апрель, но всё ещё лежали снега, и озеро было покрыто крепким льдом. Готовился решительный бой. На новгородцев шёл весь орден. Немцы шли «похваляясь», уверенные в своей победе. Из рассказа летописи видно, что вся новгородская рать сознавала глубокую серьёзность боя. В этом рассказе - в напряжённом ожидании битвы - есть ощущение лежащей за спиной Русской земли, участь которой зависела от исхода сечи. Исполнившись ратного духа, новгородцы сказали Св. Александру: «О, княже наш честный и драгий; ныне приспе время положити главы своя за тя». Но вершина этого сознания решительности боя заключается в молитвах Св. Александра, которые приводит летопись. Св. Александр вошёл в церковь Св. Троицы и, воздев руки и помолившись, сказал: «Суди, Боже, и разсуди прю мою от языка велеречива: помози, Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему, князю Ярославу, на окаяннаго Святополка».

В субботу (5 апреля) на восходе солнца рать меченосцев в накинутых поверх доспехов белых плащах, с нашитыми на них красным крестом и мечом двинулась по льду озера на новгородцев. Построившись клином - «свиньей» и сомкнув щиты, они врезались в русскую рать и пробились через неё. Среди новгородцев началось смятение. Тогда Св. Александр с запасным полком ударил в тыл врага. Началась сеча, «зла и велика... и трус от копей ломленье и звук от мечного сечения... и не бе видети озеру, покрыло бо есть все кровью». Чудь, шедшая вместе с орденом, не устояв, побежала, опрокинув и меченосцев. Новгородцы гнали их по озеру семь вёрст, до другого берега озера, называемого Супличским. На широком ледяном пространстве бежавшим некуда было скрыться. В битве пало 500 меченосцев и множество чуди.

Пятьдесят рыцарей было взято в плен и приведено в Новгород. Многие утонули в озере, провалившись в полыньи, а многие израненные скрылись в лесах.

Как во времена Невской битвы, современники видели Божий полк в воздухе, помогавший новгородцам.

Св. Александр со славою въехал в Псков. За конём его шли пленные рыцари. Игумены и священники и множество народу с образами и хоругвями вышли ему навстречу.

Св. Александр проехал прямо в собор Св. Троицы, где был отслужен молебен.



Разгром на Чудском озере тяжело поразил орден. Меченосцы выставили против русских всю свою силу, и вся эта сила была разбита. Тем же летом магистр прислал в Новгород послов с предложением мира. Орден отказывался от своих завоеваний в новгородских владениях и предлагал обмен пленных меченосцев на захваченных им в плен новгородцев и псковичей.

Борьба с Западом не окончилась Невской и Чудской битвами. Она, возобновясь ещё при жизни Св. Александра, продолжалась несколько столетий. Но Ледовое побоище сломило вражескую волну в то время, когда она была особенно сильна и когда благодаря ослаблению Руси успех ордена был бы решительным и окончательным. На Чудском озере и на Неве Св. Александр отстоял самобытность Руси от Запада в самое тяжёлое время татарского полона. Обе эти сечи были битвами, которые не принесли ни мира, ни полного освобождения, но которые обозначают собою глубокий перелом, направляют историческую жизнь народа в иное русло.

Память об этих битвах долго жила и в Новгороде, и в Пскове. Более трёхсот лет на всех ектеньях поминались павшие в сечах на Неве и на Чудском озере».

В древности Кремль являлся общественным и политическим центром Пскова: на вечевой площади собирался главный орган управления - вече. Вход в Кремль вел через Троицкие ворота и узкий коридор «захабня» между двумя стенами на вечевую площадь. Южнее собора была устроена вечевая степень, у Персей близ Смердьих ворот была выстроена Благовещенская церковь и позднее митрополичий двор.

В Троицком соборе находились «сени», хранились архив, казна и печати, собиралась «господа». На Персях стояла «колокольница» - звонница. Большой колокол звонницы служил для сбора вече, а малый, установленный на «сенях», приглашал бояр на совет. В северной части за Троицким собором располагались клети с продовольствием, боезапасом, ценным имуществом бояр.

Таким образом, в Кремле было сосредоточено светское и духовное управление. На вече решались гражданские и военные дела, утверждались законы, торговые договоры, выбирались князья. Князь был военачальником и ведал судом, власть его была ограничена. В Троицком соборе происходило ежедневное богослужение, в нижнем ярусе хоронили псковских архиереев.

Из истории собора известно, что он восстанавливался четыре раза.



Изначальный Свято-Троицкий собор, построенный по повелению великой княгини Ольги был деревянным. Простоял он недолго, около 180 лет, и трагически сгорел во время пожара.

В 1138 г., по указу князя Всеволода-Гавриила, Троицкий храм восстановили. По одним сведениям - то же деревянным (каменный построили ок. 1180-1190 гг.), по другим - каменным. С возобновленным, вторым Свято-Троицким собором связаны знаменательные события. В 1242 г., перед началом знаменитого Ледового побоища, здесь молился о победе над ливонскими рыцарями сам благоверный князь Александр Ярославич Невский.



Постепенно свод крупного и устремленного ввысь храма с единственной мощной главой, вереницей кровель и множеством построек вконец обветшал. И в 1363 г. он просто рухнул. На его фундаменте и был возведен в камне третий Троицкий собор. Он, по мнению ученых, собирающих по крупицам его историю, стал самым замечательным.

Но, увы, их детищу, соборному зданию главного храма земли псковской было отведено всего четверть века. Ведь, как не раз сообщают летописи, в XVI в. и в первой половине XVII в. Псков очень страдал от опустошающих пожаров.



Очередной случился в 1609 г. Огонь не пощадил и Троицкий собор, который успел к тому времени сильно обветшать. Спустя почти 80 лет, при Петре Алексеевиче, который еще не получил статус императора, Петра Великого, и было развернуто строительство нынешнего, последнего соборного здания.

За 320 лет собор пережил и радости, и печали. Но, если до революции поводов для радости было больше, то буквально в первые десятилетия после прихода советской власти святыня несколько раз оказывалась на грани гибели.



В 1919 г. безбожники вскрыли мощи святого князя Всеволода (Гавриила). В двадцатых годах здание перешло в руки обновленцев, но пустовало, посему как в Пскове обновленчество не прижилось. В 1936 г. Троицкий собор хотели исключить из списка «памятников», и собирались его взорвать. Но власти переменили решение, и открыли тут 1 мая 1939 г. антирелигиозный музей.

Во второй раз собор чуть не погиб за год до Великой Победы. Фашисты, покидая Псков, заминировали здание. Советские саперы избавили древний храм от полного разрушения, хотя и сработали установленные на солее мины.

Богослужения в соборе начали совершаться с августа 1941 г., и никогда больше не прекращались.



Интерес также представляет Довмонтов город.



Довмонтов город представляет самостоятельно укрепленную каменными стенами часть древнего Пскова, примыкающую с юга к Кремлю. Территория, ныне называемая Довмонтовым городом, до ХIII в. представляла часть городского посада у подножия Псковского кремля. В ХIII в. она была очищена от застройки «посажан», превращена в административный центр города и защищена каменными крепостными стенами. Здесь были возведены каменные и деревянные постройки административного назначения и размещался княжий двор. Как административный центр Пскова и Псковской земли Довмонтов город существовал вплоть до начала ХVIII в. Назван так по имени князя литовского происхождения Довмонта-Тимофея, княжившего в Пскове с 1266 по 1299 гг.







С территорией Довмонтова города связано местоположение многих древнейших храмов Пскова, представляющих большой научный интерес для исследователей русской архитектуры. Первые каменные храмы начали возводиться ещё при князе Довмонте. К началу ХVI в. здесь располагалось 17 зданий культового назначения и не менее 4-х гражданских каменных построек.





Источники: История Троицкого собора от основания до наших дней 

Псковский кремль (X-XVII вв.)

Начало

моя страна россия, nevsky, собор, history, военная история, псковский кремль, история, travel, федерация мототуризма, russia, александр невский, кремль, псков, российский фонд культуры, православие, архитектура, ночные волки, pskov, россия, путешествие со смыслом, уголкироссии, путешествие, псковская область, кром

Previous post Next post
Up