Остановка на Девичьем поле неслучайна. Здесь проводил смотр своей объединенной дружины князь Дмитрий. «Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу», - писал легендарный автор «Задонщины» Софроний Рязанец о подготовке к великой сече с войсками хана Мамая.
Дмитрий Донской собрал огромную дружину, так что город даже не смог ее вместить, и тысячи ратников разместились «близ града на всполье» - на Девичьем поле. Писатель Сергей Бородин в своем романе «Дмитрий Донской», завершенном в драматическом для судеб страны 1941 году, рассказывал: «Пятнадцатого августа войска достигли Коломны. Здесь, как в полном котле, уже кипели многие ополченья, ожидавшие Москву. Стояли сорок тысяч, пришедших с Ольгердовичами: с Андреем да с Дмитрием. Подошел князь Федор Елецкой со своими полками да воевода князь Юрий Мещерский - со своими. Да великое число сошлось малых ратей - нижегородские купцы с посадов пришли, не спросясь своего князя, да белевичи, да, может, и не осталось на Руси города, откуда хоть малое число не пришло бы. И еще иные шли, торопясь».
Значение военного смотра объединенных русских войск трудно переоценить. В победе на Куликовом поле большую роль сыграли тактика и расстановка сил, и в Коломне русские полки были расставлены князем Дмитрием в боевом порядке, как перед битвой. В итоге каждый русский ратник «знал свой маневр», местоположение своего отряда и его командира. Это способствовало слаженности действий в бою и во многом обеспечило победу на Куликовом поле.
После Девичьего поля отправились в Коломну. По расчётам историков, на Куликовскую битву из Коломны ушло от 40 до 50 тысяч воинов. Коломенцы воевали в составе Сторожевого полка. Их возглавлял коломенский воевода Микула Васильевич Вельяминов, который погиб в первый час сражения. Всего же в битве пало «20 бояринов коломенских», что было большой потерей для города того времени.
После сражения на Куликовом поле князь, тяжело раненный в бою, провёл какое-то время в Коломне. Дмитрий Иванович приказал достроить Успенский собор, заложенный ещё после победы на реке Воже. Памятником Куликовской битвы стал и Бобренев монастырь, основанный недалеко от Коломны.
В Коломне нам провели экскурсию по древнему Кремлю, а потом мы самостоятельно посмотрели отдельные храмы и доехали до Бобренева монастыря.
Коломенский кремль - одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, которая строилась в 1525-1531 годах в Коломне, во времена царствования Василия III. Московское царство к тому времени уже присоединило Новгородскую республику, Псков и стремилось укрепить южные границы в борьбе с татарами - Казанским и Крымским ханствами. Помимо этого, разгром Коломны крымским ханом Мехмедом I Гиреем в 1521 году ускорил замену деревянных городских укреплений каменными, задуманную ещё после пожара 1483 года, опустошившего город. Коломенский кремль неоднократно разрушался во время набегов татар на Русь. Практически ни один поход ханов Золотой Орды тогда не обходился без захвата Коломны.
В XVI веке, после строительства каменных стен, врагам ни разу не удавалось взять приступом Коломенский кремль. Да и во времена Смуты польские интервенты и отряды "тушинского вора" оказывались в Коломне не в результате штурма крепости, а вследствие нерешительности и предательских настроений коломенских управителей, окончательно запутавшихся в смене царских особ в то непростое время.
В 2007 году у стен Кремля открыт памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.
Здесь на территории Кремля на Соборной площади находится хpaм Воскресения. Это не просто древнейшая постройка Коломенского кремля. Это единственный фрагмент великокняжеского дворца, дошедший до нашего времени, а точнее, его домовая церковь. А в XIV-XVI веках тут был целый княжий городок. Поднятые на высоких подклетах палаты царя, царицы, великих князей, столовая палата, службы, конный двор, сад... Именно из-за этого северный портал Успенского собора богато украшен белокаменной резьбой, так как выходил на дворец.
В этом xpaмe, точнее, в деревянной церкви-предшественнице, произошло одно из самых важных событий в истории России. 18 января 1366 года тут венчались Дмитрий Донской и Евдокия Суздальская (святая Евфросиния Московская). Венчание происходило в Коломне по двум причинам: в это время "Бысть мор велик во граде в Мocквe и всех пределах его...», а кроме того, в 1365 году "заrореся город Мocквa ... и поrоре весь посад ... и город поrоре без остатка...".
Завершился проект «Ратные Поля» в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Храм этот затерян среди многочисленных улиц Москвы. Однако история его поражает величием. Это одна из древнейших церквей Москвы, связанная с именами св. Сергия Радонежского, Димитрия Донского и героев Куликовской битвы. Именно с нее начал свою историю великий Симонов монастырь. В наше время она была первым московским храмом, возвращенным церкви.
Эта история началась с тех далеких времен, когда преп. Феодор, племянник и ученик св. Сергия Радонежского, основал здесь деревянную церковь Рождества Богородицы и иноческую обитель. В 1370 г. здесь была поставлена деревянная соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что посвящение храма избрал сам преподобный Сергий, провидя грядущие великие события в русской истории, и что он своими руками «срубил» и освятил храм вместе с Феодором.
После победы Дмитрий Донской всех погибших повелел хоронить в дубовых колодах и на самом Куликовом поле, и в Москве, а иноков из Сергиевой обители, привезенных в таких же деревянных гробах, он повелел захоронить в своей любимой церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Пересвет и Ослябя были похоронены в особой каменной палатке подле стен храма и, по преданию, рядом с ними упокоились 40 ближайших бояр князя Дмитрия. В храм Рождества Богородицы Дмитрий Донской с благоговением поместил бесценную святыню - икону, которой благословил его перед битвой преподобный Сергий. С того времени церковь стала местом паломничества и государей, и простых москвичей, и всех русских людей.
После революции судьбы храма Рождества Богородицы и обители разошлись. Церкви было суждено пережить трагическую гибель Симонова монастыря и долго оставаться одной подле его руин. Куликовская битва тогда не интересовала. Монастырь не восстановлен до сих пор, храме возвращен церкви в 1989 г. и в нем идут службы. В храм передали икону св. Георгия, памятный знак проекта, "Свечу Памяти", книги о святителе Иоанне Шанхайском.
Начало