Продолжаем изучать Калужский край. В Тарусе находится дом-музей одного из моих любимых писателей ХХ в. - Константина Георгиевича Паустовского. К середине 50-х гг. ХХв. Константин Георгиевич стал искать возможность отстраниться от суеты. После работы фронтовым корреспондентом, личных потрясений возникла необходимость изменить жизненный уклад.
Хорошо сказали, что билеты в музей нужно брать заранее. Купила их за неделю до поездки на
сайте музея. По приезду многие уже не попали. Дом небольшой, поэтому экскурсия не больше 10 человек. Внутри сохраняется интерьер каким он был при Паустовском.
Как же выглядит домик Паустовского? Так, как выглядит дом человека-личности, который понял, что богатство оно внутри человека и если внутри пусто, то ни одни хоромы эту пустоту не закроют.
Когда этот бревенчатый дом был приобретен, он был на двух хозяев и Паустовским принадлежало только несколько комнат.
Посмотрите какие они маленькие. С желтыми стенами - комната Константина Георгиевича.
Через полтора месяца после покупки дома - первые впечатления: "В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет. Я живу в одном маленьком домике на Оке..."
Позже была сделана пристройка - рабочий кабинет писателя. Рабочий стол и огромные окна с видом на сад. Что еще нужно для вдохновения? Из воспоминаний А.Баталова: "Окно с подоконником, уставленным множеством цветочных горшочков, распахивается в сад, поражающий обилием и разнообразием цветов, которые, сменяя друг друга, цветут с весны до осенних заморозков".
В доме сохранились картины и фотографии, которые привозил сам Константин Георгиевич, либо ему их дарили друзья.
Рассказывают здесь и о встрече писателя с Марлен Дитрих, не буду ее пересказывать, найдите сами и прочитайте рассказ "Телеграмма". Да и другие рассказы и повести тоже.
"Жизнь всегда кажется мне смертельно интересной во всех своих аспектах. Этим, очевидно, и объясняется, что я с одинаковой охотой обращаюсь к самым разнообразным темам и жанрам - к рассказу, повести, роману, сказке, биографической повести, краеведческому очерку, к пьесе, статьям и сценариям." К. Паустовский, март 1966 г.
Получив известность, К.Г. Паустовский много путешествовал и жил во Франции и Италии. У него были все основания утверждать: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу."
Живя в Тарусе, Паустовский посвящал время не только литературному труду, но и знакомству с городом. Он много бродил по Тарусе, открывая для себя новые и новые уголки. Любовался тарусскими далями, открывающимися с берега Оки.
30 мая 1967 г. К.Г. Паустовскому присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы".
Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски.
Рассказали нам и о чудесном произведении Константина Георгиевича "Наедине с осенью" (1963г.). Приведу небольшую выдержку
"За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам...
Распространено мнение, что шедевров немного. Наоборот, мы окружены шедеврами. Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение - из века в век - исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ - нашу землю.
Каждая встреча с любым шедевром - прорыв в блистающий мир человеческого гения. Она вызывает изумление и радость.
В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, - совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. Жажда достигнуть все более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. И рождает шедевры.
Я пишу все это осенней ночью. Осени за окном не видно, она залита тьмой. Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнет настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных черных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнет перешептываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днем и ночью. И блеснет неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.
И все это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла."
После дома, прогулялись по осеннему саду, который очень любил писатель. Писатель любил работать перед открытым окном.
В тёплое время года он переносил работу в садовую беседку.
«Тургенев говорил о волшебном русском языке. Но он не сказал о том, что волшебство языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств человека. А человек был удивителен и в малом и в большом: прост, ясен и доброжелателен. Прост в труде, ясен в своих размышлениях, доброжелателен в отношении к людям. Да не только к людям, а и к каждому доброму зверю, к каждому дереву». Константин Паустовский. «Кордон 273». 1948 г.
После музея Константина Паустовского прошлись немного по городу. Таруса - старинный русский город. Расположен у впадения реки Таруса в реку Ока. Благодаря своему уникально сохранившемуся облику - большинство зданий одноэтажные, построенные в XIXв., город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесен в перечень исторических городов России. С этим городом связана история жизни и творчества многих художников и поэтов, писателей и режиссёров.
Железной дороги нет, и поэтому город оказался менее подвержен ходу времени и индустриализации. Большинство зданий одноэтажные дома.
Впервые город упоминается в летописи в 1246г. как центр удельного владения тарусского князя Юрия, сына св. кн. Михаила Черниговского. Название получил по реке Таруса (ранее Торуса, также Таруска), на которой был основан.
На центральной площади собор свв.Петра и Павла. Собор был построен на месте старого храма и в 1790г. был освящён. В 1933г. его закрыли, священнослужителей арестовали и репрессировали. Собор разрушили. Сейчас собор восстанавливается в его первоначальном виде, с сохранением всех архитектурных деталей.
Рядом с храмом на аллее установлен бюст легендарному командарму 33-й армии, генерал-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Ефремову (1897-1942). На пьедестале помещена надпись - «Не предавшему Родину и солдат». Ефремов не идеолог, не деятель культуры - он воин. И в его поступках, в его поведении сконцентрировалось то самое главное, что должно быть свойственно мужчине: чувство долга, чести и нравственного начала. Его поступок с нравственной точки зрения безупречен: «Отдать жизнь за други своя…».
Набережная начинается также с памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Городская набережная - это самое красивое и живописное место города. Здесь всегда людно, в хорошую погоду можно покататься по Оке или неспешно погулять. В выходные, когда мы были, было очень ветрено, поэтому быстро прогулялись и на горячий обед.
Рекомендую к посещению