Второй пещерный монастырь, который мы посмотрели, стал Костомаровский Спасский монастырь. Находится он уже в Воронежской области.
На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.
Местность, по которой мы ехали впечатляет и удивляет, так она непохожа на центральную часть России. Это вроде и степь, и в то же время горы.
По пути проезжали и другие местные сельские храмы.
Находится монастырь в Лискинском районе. Самые ранние свидетельства, касающиеся освоения Лискинской земли, относятся к 4-3 тысячелетию до н. э. Самыми известными археологическими памятниками являются Городища Титчиха и Маяцкое.
С 1571 г. на месте современного города Лиски для наблюдения за движением крымских и ногайских татар стал устанавливаться на летнее время русский сторожевой пост. С этого момента начинается образование нынешнего города Лиски.
А земли, где находится монастырь, были во времена раннего средневековья рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма Дивногорского Свято-Успенского монастыря, высеченного в скале.
Мы ехали уже вечером и не могли оторвать глаз от великолепного заката.
К сожалению, монастырь был закрыт на карантин. Пока ждали настоятельницу нам посоветовали подняться наверх, где крест и посмотреть окрестности.
Место это называют Голгофой.
О времени создания Костомаровских пещерных храмов, не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения, устные предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно трудно определить. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов.
В конце XIX в. археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства.
Следуя этой гипотезе, невозможно не заметить поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали жилища, храмы и монастыри. До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей. Очевидно, тем же целям служили и Донские пещерные храмы, укрывавшие древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. Но самым главным для их создателей было то, что пещера являлась тем тихим и безмолвным недром, которое идеально подходило для глубокой внимательной молитвы, где ничем не развлекаемый ум всецело устремлялся к Богу. По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. Эти факты позволяют с большой степенью достоверности говорить не только о единой христианской традиции пещерного зодчества, но и о принадлежности создателей пещерных монастырей единому историческому периоду.
Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси VIII-X вв., когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы.
О вероятности этих двух гипотез может говорить тот факт, что еще до новой эры Дон был могучей полноводной артерией, связывающей северо-восточные племена с греческими колониями, в частности с Гераклеей Понтийской, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Начиная с X в. до 2-й половины XVII в., окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены. В Никоновской летописи говорится, что митрополит Московский Пимен, проходя в 1389 г. в Константинополь по среднему и нижнему Дону, отметил чрезвычайную опустошенность этих мест.
О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII - начале XIX вв. Этот период можно назвать новым этапом в строительстве пещерных комплексов Подонья.
В XX в. после революции две хорошо известные пещерные обители: Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно несли свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х гг. они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью в те времена пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. В конце 30-х гг. блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он скончался. Но существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом и объявили, что это скончавшийся Петр Еремеенко. Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть это предание. Несомненно, блаженный старец Петр был великим подвижником веры и благочестия, освятившим своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в годы кровавых гонений и поддержавшим своими благодатными дарами дух простого народа в трудные безбожные времена. Сейчас в память о молитвенных подвигах этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеева.
9 октября 1959 г. было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но, промыслом Божиим, этому плану не дано было осуществиться.
До 1993 г. Костомаровские пещеры находились в запустении. В 1993 г. начались работы по расчистке Костомаровских пещер.
В 1997 г. здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова). С этих трех сестер и началась монашеская жизнь в древней обители. Много душевных и телесных сил пришлось им приложить, чтобы на пустом месте возродить монастырь. Но Божие благословение было на этом месте, и «процвела пустыня, яко крин». В монастырь стали приходить новые сестры, желающие нести подвиг монашеского жития.
За минувшие полтора десятилетия были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построены храм Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения. Монастырь имеет гостиницу для размещения паломнических групп на 70 мест.
Спустившись к воротам обители, передали настоятельнице с сестрами иконы св. Георгия Победоносца и Феодора Тирона.
Сайт монастыря На обратном пути, сделали остановку у памятника
Селивачеву В.И. (1868-1919) - генерал-лейтенант, русский военачальник, герой русско-японской войны, один из лучших военачальников русской армии периода Первой мировой войны, видный советский военачальник эпохи Гражданской войны.
Его дивизия за годы Первой мировой переменила 34 корпуса и 14 армий, прикрывая бреши на самых опасных направлениях.
Почитать о генерала Селивачеве: «Так мало людей, душою и сердцем преданных своему делу!»