На четвертый день мы отправились к русским морякам.
Наши соотечественники стали селиться на этом континенте задолго до того, как советский режим приступил к построению социализма в отдельно взятых африканских странах.
Первые сведения о связях России с этой дальней землей восходят к эпохе Петра Великого. После Петра Екатерина II вернулась к океанской экспедиции вокруг Африки. В 1787 г. пять кораблей были подготовлены к плаванию вокруг Африки - с тем, чтобы достичь затем восточных пределов Российской империи, проложить для России этот океанский путь. Осуществить замысел снова не удалось: началась война со Швецией и Турцией. Но русские морские офицеры, проходившие стажировку в британском флоте, уже подолгу бывали в Кейптауне. Среди них и те, кто возглавил потом первое российское кругосветное плавание, - Крузенштерн и Лисянский.
С начала XIX в. российские корабли освоили океанский путь вокруг Африки. Кейптаун и соседний Саймонстаун стали для них привычными стоянками. До 1869 г., до открытия Суэцкого канала, там побывали десятки русских кораблей с грузами для Дальнего Востока и Русской Америки. Но и после открытия Суэцкого канала водная дорога вокруг Африки отнюдь не была забыта.
О том, когда и как на мысе Доброй Надежды стали появляться русские поселенцы, можно только гадать. По переписи 1875 года в Кейптауне числилось 82 выходца из России.
Подробнее на сайте
«Россия в красках» Саймонстаун - небольшой городок в окрестностях Кейптауна. Есть в этом городе военно-морская база ЮАР. В прежние времена на эту базу заходили русские корабли и память о них хранится в этом городе.
Вместе с сотрудниками российского генерального консульства в Кейптауне мы отправились на старое городское кладбище Саймонстауна - Seaforth Old Burying Ground.
Здесь сохранились две могилы российских моряков. В 1865 г. в этом месте были похоронены кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров и матрос Петр Рашев с фрегата «Дмитрий Донской».
В музее Балтийского флота в документах 1865 - 1866 гг. имеются сведения о захороненных в Южной Африке российских моряках. Вот о чем они свидетельствуют: «Осенью 1864 года фрегат «Дмитрий Донской» под командованием капитана 1 ранга Майделя вышел в учебный поход с гардемаринами и кондукторами. Экипаж составлял 673 человека. Корабль совершал плавание из Кронштадта с заходом на острова Зеленого Мыса, Рио-де-Жанейро, Саймонс-бей, остров Святой Елены и обратно в Кронштадт.
Утром 3 января 1865 г. фрегат стал на якорь в Саймонс-бей. Кондуктор корпуса флотских штурманов Николай Петров в продолжение всей кампании был всегда в хорошем настроении, веселым, однако вдруг внезапно заболел. Лекарства, которые ему давали, хотя и облегчали страдания, спасти не смогли. Через восемь дней болезни, 11 января 1865 года, он скончался к прискорбию товарищей, привыкших видеть всегда прилежного, исправного по службе скромного молодого человека. Тело покойного было предано земле на кладбище в городе Саймонстаун, куда было отнесено в сопровождении русских матросов, взвода английских солдат и офицеров. На могиле покойного сооружен памятник на деньги, пожертвованные офицерами фрегата и его товарищами (682 рубля).
В ночь с 22 на 23 января 1865 г. заболел матрос Петр Рашев, который через 18 часов скончался в лазарете».
В мае 1865 г. фрегат «Дмитрий Донской» благополучно вернулся в Кронштадт.
С помощью сотрудников музея военно-морских сил ЮАР и музея истории города установлено, что рядом с могилами Н. Петрова и П. Рашева на кладбище Seaforth Old Burying Ground имеются более ранние захоронения еще двух российских моряков. К сожалению, надгробия до настоящего времени не сохранилось. Скорее всего, это были простые деревянные кресты. Точное место могил в настоящее время установить невозможно. Записи в регистрационной книге того времени свидетельствуют, что 10 марта 1858 г. здесь был похоронен инженер канонерской лодки «Джигит» Павел Токарев, а 27 апреля 1858 г. - Н. Христаков (без указания чина) с военного транспорта «Николай».
Некоторое время тому назад сотрудники нашего генерального консульства в Кейптауне установили на этом кладбище памятник морякам Русского флота, похороненных в 1809 - 1865 гг. Далеко от родных берегов, на краю африканского континента обрели они последний приют. Чуть ниже следуют имена и фамилии: Егор Ильин, Панкратов, Сила Балушкин, Павел Токарев, Н. Христаков, Юрий Яров, Ефим Петухов, Иосиф Сидоблаз, Данила Фадеев, Афанасий Матвеев, Николай Петров, Петр Рашев.
Пока ребята общались я прошлась по кладбищу.
На надгробиях, как потом мы увидим в музее, много масонских знаков.
Захоронены здесь военные моряки и солдаты.
В целом кладбище уже заброшенное.
В центре города Саймонстаун установлен памятный знак отважному побегу русского императорского шлюпа «Диана» как дань уважения известному русскому мореплавателю и ученому, вице-адмиралу Василию Михайловичу Головнину (1776 - 1831) и русской команде. Надпись на знаке гласит: «3 мая 1808 года Диана под командованием лейтенанта В.М. Головнина была задержана английским флотом в бухте Саймон Бей. Годом позже ночью 28 мая 1809 года якорные цепи были обрублены. Диана бесшумно сдрейфовала из бухты и скрылась».
Это было первое посещение нашими моряками Южной Африки. Шлюп «Диана» под его командованием в июле 1807 г. вышел из Кронштадта в дальний поход к берегам Камчатки. Жестокие штормы в проливе Дрейка не позволили обогнуть мыс Горн и надолго задержали “Диану” у берегов Южной Америки. В. М. Головнин принял решение идти к мысу Доброй Надежды с целью пополнения запасов пресной воды и провизии в Саймонстауне. Капитан шлюпа не знал о том, что к этому времени отношения между Россией и Англией резко обострились.
Шлюп “Диана” зашел в Саймонстаун 3 мая 1808 г. и сразу же был задержан. Судьба корабля и его экипажа зависела от того, какое решение будет принято на самом высоком уровне в Лондоне. Время шло, а конкретных указаний от британского адмиралтейства не поступало. “Диана” продолжала стоять на якоре на рейде Саймонстауна в плотном окружении английских военных кораблей. Тщательно изучив господствующие ветры и погодные условия в бухте Саймон Бэй, В. М. Головнин принял смелое решение о побеге из плена. 28 мая 1809 г., используя плохую видимость и попутный ветер, шлюп снялся с якоря, миновал строй британской эскадры и вышел из бухты. Погоня за “Дианой”, предпринятая застигнутыми врасплох англичанами, окончилась неудачей. Этот эпизод получил в военно-морской истории название “дерзкий побег” и стал сенсационной новостью, широко комментировавшейся в то время во всем мире.
Капитан шлюпа Василий Михайлович Головнин (впоследствии адмирал, начальник департамента морского министерства, член многих научных обществ, член-корреспондент Российской Академии Наук) составил подробное и очень хорошо продуманное описание жизни в Кейптауне и прилегающих к нему местах. Глава его книги «Пребывание на мысе Доброй Надежды» даёт представление не только о быте, хозяйственной и культурной деятельности обитавших там голландцев и англичан, но и об их отношениях друг с другом и с аборигенами. Составил он и подробное руководство для отечественных мореходов, которым придётся бороздить эти воды, - в главе «Нынешнее состояние колонии мыса Доброй Надежды, описание вод, его окружающих, и метеорологические замечания». Книга Головнина издавалась много раз - и в дореволюционной России, и в советской.
Научные труды и отчеты об экспедициях В. М. Головнина переведены на многие языки мира. В его книге «Путешествие российского императорского шлюпа “Диана” из Кронштадта в Камчатку» содержится подробнейшее описание Капской колонии начала XIX века, которое представляет значительный интерес для современных историков. Часть этой книги переведена на английский язык и издана в Кейптауне в 1964 году (V. М. Golovnin. Detained In Simon’s Bay. The Story of the Detention of the Imperial Russian Sloop Diana. Cape Town. Friends of the South African Library. 1964).
В 1853 г. в Саймонстаун заходил знаменитый фрегат “Паллада” под командованием капитана И. С Унковского. На борту корабля находилась дипломатическая миссия вице-адмирала Е. В. Путятина, направленная российским императором на Дальний Восток. Е. В. Путятин вошел в историю тем, что открыл острова Римского-Корсакова, подписал русско-японский договор 1855 г и Тяньцзиньский трактат 1858 г. Во время этой экспедиции адмирала в качестве секретаря сопровождал коллежский асессор Иван Александрович Гончаров, будущий известный русский писатель, автор “Обломова”. В цикле путевых очерков И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада» также содержится подробное описание Капской колонии того времени.
В 1904 г. мимо Кейптауна прошла самая большая на тот момент военная эскадра, когда-либо огибавшая Африканский континент. Среди кораблей были броненосцы «Суворов», «Бородино», «Ослябя», «Александр III», «Орел», крейсеры «Аврора», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», транспорты «Анадырь», «Метеор», «Корея» и «Малайя», плавучая мастерская «Камчатка» и второе судно под названием «Орел» - плавучий морской госпиталь и другие. Тысячи русских моряков во главе с адмиралом И.С.Рожественским шли на Дальний Восток, к Цусиме, сражение при которой стало одной из самых трагичных страниц в истории российского флота. Из-за сложных дипломатических отношений с Англией в порт Кейптауна зашел только морской госпиталь “Орел”.
После прохождения эскадры в кейптаунской газете «Кейп Аргус» опубликовали записку, найденную на берегу мыса Доброй Надежды. Копия этого послания, написанного по-русски, хранится в Кейптаунском военно-историческом музее. Записка, брошенная в запечатанной бутылке с одного из судов эскадры адмирала Рожественского, гласила: «Идем умирать, просим помолиться за нас». Вид русской эскадры так впечатлил жителей Кейптауна, что южноафриканский писатель Лоуренс Грин посвятил «русской армаде» главу в своей «Неписаной истории о кораблях и людях в южноафриканских водах и о некоторых забытых происшествиях и тайнах тех бескрайних океанов, что омывают берега Африки».
Там же в центре города на небольшом постаменте из обломка скалы - бронзовый дог в натуральную величину. У лап дога - отлитые из бронзы матросская бескозырка и ошейник. Морда того же пса в бескозырке изображена и на фронтоне здания, стоящего при въезде на причал. Медная табличка на столбике у памятника поясняет: перед вами - ABLE SEAMAN (МАТРОС ПЕРВОЙ СТАТЬИ) JUST NUISANСE, 1937-1944.
Большие датские доги всегда очень высоко ценились в Англии и ее колониях, каковой была тогда нынешняя ЮАР. В Кейптауне их использовали в качестве поводырей или просто надежных компаньонов и охранников. Щенка, родившегося 1 апреля 1937 г., записали в книгу регистрации под именем Прайд. Его хозяин мистер Чейни получил назначение в Саймонстаун, на военно-морскую базу, в качестве шефа корпуса обслуживания. Хозяин предоставил ему свободу общения с моряками, которой пес охотно пользовался. Ему доставляло удовольствие жить на военных судах, где он всегда был желанным гостем. Одно из них - крейсер «Нептун» - сыграло большую роль в судьбе дога. На этом судне пес подружился с командой и стал вместе с моряками постоянно путешествовать в Кейптаун.
На этом же крейсере было дано ему имя Nuisance, официально за ним закрепленное до конца. Дело в том, что догу нравилось возлежать, растянувшись во всю длину своего огромного тела, как раз там, где чаще всего пролегали пути торопливых матросов (на шкафуте, например). Раздраженные моряки не раз употребляли непечатные слова с непременным, однако, эпитетом nuisance, который лучше всего здесь можно перевести как «заколебал»*. Однако при этом любили его все - и моряки, и гражданские. Дог платил взаимностью.
Постепенно Прайд, он же Nuisance, начал обнаруживать удивительные способности. Например, умел разнимать дерущихся матросов, либо прыгая передними лапами на плечи атакующего, либо просто сбивая его с ног и при этом рыча выразительно. Умел он также очищать прибывшие из Кейптауна поздние электрички от подвыпивших и уснувших матросов. Он без устали тормошил спящих до тех пор, пока они не просыпались и не освобождали вагоны.
В 1942 г. на базе морской авиации Вингфилд в Гудвуде, обегая однажды «с инспекцией» линию колючей проволоки аэродрома, он, видимо, что-то услышал из туалета за взлетной полосой. Обнаружив там лежащего без сознания военнослужащего и, безуспешно попытавшись его вытащить оттуда, как он делал с пьяными, пес кинулся за помощью к казармам, лая во всю мочь. Оказалось, переведенный из Сьерра-Леоне авиамеханик страдал жесточайшими приступами малярии. На этот раз приступ настиг его в удаленном туалете, куда очень редко заходила охрана. Останься он там лежать без помощи еще часа три, - ему бы не выжить...
Умер матрос первой статьи Nuisance в военном госпитале Саймонстауна в день своего рождения, первого апреля 1944 г., прожив ровно семь лет. Похоронили его с военными почестями на матросском кладбище в Клавер-Камп, расположенном на горе над Саймонстауном.
Из Саймонстауна вернулись в Кейптаун и продолжили знакомство с городом. Спасибо сотрудникам консульства России за интересный и познавательный рассказ!