Проект «Путь Александра». Новоторжский Борисоглебский монастырь (г. Торжок)

Mar 03, 2021 19:13


Торжок - старинный городок Тверской области меня покорил, а точнее его древний Новоторжский Борисоглебский монастырь, который мы посетили.







Приехали мы в него осенним утром, когда солнечный свет играл на листьях берез и стенах храмов. Несмотря на разрушенный вид церквей, видно, что в свое время это был красивый и крупный монастырь.





Эта обитель одна из древнейших на территории Северной Руси. Устроитель обители преп. Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Поставлена обитель на берегу реки Тверцы близ города Торжка около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава Первого Владимировича. Преп. Ефрем 28 января 1053 г. предал дух свой Богу, прожив 38 лет после убиения блг. кн. Бориса и Глеба.



Торжок неоднократно встречается в житии св. кн. Александра Невского. Суздальские владения отца Александра на западе доходили до границ Новгородских земель, переяславское княжество лежало на пути из новгородских городов Волока Ламского и Торжка в Поволжье. Новгородцы, начиная с XIII в. всё чаще начали брать на княжение молодых князей суздальского рода. В годы правления князя Александра на западе, кроме шведов и тевтонцев, был враг в лице воинственной и полудикой Литвы. Памятниками этой войны остались могилы в монастырских склепах и кресты на деревенских погостах Печерского края, воздвигнутые над «убиенными от Литвы» в XIII-XV вв. Св. Александру пришлось оборонять Русскую землю и от этого врага. Постоянные набеги литовцев особенно усилились вслед за Ледовым побоищем. В 1245 г. Литва снова совершила набег на новгородские владения, литовцы дошли до Бежецка и Торжка и захватили большой полон и повернули в Литву. Набег поднял всю Северную Русь. Тверичи, дмитровцы и новоторжцы погнались за уходившею с полоном Литвою и разбили её под Торопцом благодаря приходу Невского с дружиной.



Когда св. блг. кн. Александр Невский в 1240 г. с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал св. Борис св. Глебу: - Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов.

Это видение воевода поведал князю своему, и в тот день кн. Александр, помощью святых мучеников победил шведов.

***

С именем преподобного Ефрема Новоторжского связано первое упоминание о граде Торжке - 1015 г. Его трудами и подвигами утверждалась будущая великая обитель, его святость - святость его жизни положили начало тому влиянию, которое оказывал Борисоглебский монастырь на культурное становление земли Тверской.



Устроитель обители преподобный Ефрем Новоторжский из Киева пришел в землю древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями. Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе, где и возник Борисоглебский монастырь.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах: в 1167, в 1181, 1372 гг. В 1237 г. подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 г., когда литовцы захватили город Торжок, они разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 г., в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. Замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.



После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV вв. в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Однако, вскоре начался новый период для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей и братии. Одни из них предпринимали ходатайства пред государями, испрашивая у них средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворителей, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 г. В 1925 г. братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем в обители разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы - Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлены были только Свечная башня и участок крепостной стены, окружающей монастырь.





В 1995 г. пять монахов поселились на территории монастыря в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 г. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 г. в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.



В монастыре мы прошли во Введенскую церковь. В храме нас встретила братия монастыря, рассказала об истории и вынесла для поклонения святыни. В знак благодарности была передана икона святого праведного воина Феодора (Ушакова).







Теплая Введенская каменная церковь с колокольней воздвигнута была в 1620 г. на месте древней деревянной церкви, истреблённой поляками в начале XVII века. В ней был сожжён архимандрит Константин с братией.В 1879 г. при архимандрите Антонии усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне сей церкви устроен придел во имя св. праведных Богоотец Иоакима и Анны, который был освящен в том же году.



К сожалению, Борисоглебский собор монастыря закрыт. Это первая и древнейшая церковь в монастыре. Она была каменная, с одним престолом.



Сооружена она была в 1038 г. во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба преподобным Ефремом и трудами ученика его преподобного Аркадия. В ней они оба были погребены после кончины.



В 1784 г. постановили старую каменную церковь, построенную преподобным Ефремом, разобрать и построить новую. Древний иконостас каменной церкви частью помещен был в 1786 году в новоосвященной Входоиерусалимской церкви.

При заложении нового храма, соборной трёх-престольной Борисоглебской церкви, присутствовала лично Императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 г. положила она первый краеугольный камень. Построение всего собора, сооружение иконостаса и живопись святых икон производились под смотрением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и новоторжского архитектора Франса Ивановича.

Все местные большие и малые иконы были писаны в 1795 г. известным художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским. Иконостас был сделан деревянный, резной, покрыт червонным золотом. Храм устроили с тремя престолами в одну линию. Придел Иоакима и Анны переименован в новом храме в придел Великомученицы Екатерины, в честь императрицы Екатерины.

В 1839-40-х гг. храм был обновлён, переделан и освящен. Купол храма - шарообразный, наподобие храма Христа Спасителя в Иерусалиме.



До революции внутреннее убранство собора оставалось таким же. До наших дней сохранялось только здание пятикупольного собора в стиле классицизма с безупречностью пропорций, но иконы, писанные А. Боровиковским, почти все погибли.

Также на территории монастыря восстановлена Свечная башня.



Это последнее сооружение монастыря, построена была в 1809 г. Она завершила комплекс монастырских башен и стен, строившихся с 1734 г. В ней располагалась монастырская библиотека, в которой по преданию Карамзин работал над своей "Историей государства Российского".

На башню нам разрешили подняться, и мы смогли полюбоваться живописными видами осеннего городка и древней обителью на берегу реки Тверцы.











Сайт монастыря

борис и глеб, history, вера, религия, история, piligrim, travel, монастырь, orthodox, Федор Ушаков, федерация мототуризма, russia, тверская область, александр невский, российский фонд культуры, православие, русь, архитектура, путешествие со смыслом, паломничество, россия, #уголкироссии, путешествие, торжок

Previous post Next post
Up