Оптина пустынь, мне кажется, про нее слышали все, если не слышали, то читали, причем не только на православных ресурсах и книгах, но и в художественной литературе.
В XIX в. сюда к старцам приезжали Киреевские; Н. В. Гоголь; В. А. Жуковский; славянофилы: А. С. Хомяков; Аксаковы; Ф. И. Тютчев; И. С. Тургенев; М. П. Погодин; С. П. Шевырев; П. А. Вяземский (1878); А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и Т. Б. Потемкина (1869); А. П. Толстой; А. К. Толстой и Ф. М. Достоевский; композитор П. И. Чайковский и его брат. Конечно, это посещение нашло свое отражение в тех или иных текстах, произведениях этих авторов.
На сайте монастыря можно посмотреть о них. Про себя могу сказать, что я не знаю, откуда узнала про Оптину, но точно помню, когда впервые в нее приехала, это был 2011 год. Я только стала писать диссертацию, а так как у меня был религиозно-нравственный аспект, то я подумала: «Что мне писать, если я этого ничего не знаю». Так пошла к одному из моих любимых святых патриарху Тихону (Белавину) в Донской монастырь и там прочитала объявление о паломнической поездке в Оптину пустынь.
Ездили мы одним днем. Но и этого хватило, чтобы понять, что такие обители не посещаются одним днем и даже выходными. Сюда нужно приезжать неоднократно, и каждый раз они будут открываться с новой стороны. Наши монастыри и храмы - это островки покоя и молитвы, они притягивают к себе как магнит.
Тогда мы сходили на службу в Казанский храм, потом зашли в часовню, где похоронены убиенные на Пасху в 1993 г. братья - иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт (Пушкарев). Есть о них замечательная повесть Нины Павловой "Пасха Красная".
В первый раз мне запомнился скит, который вне монастырской ограды, к нему можно попасть через лес. В скиту нет снующих и вездесущих паломников. Там так тихо, что слышно пение птиц. «Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, - этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории благодатный мир Христов, а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси. Скит был сердцем Оптиной Пустыни - местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря…Настоятель скита преподобный Амвросий стал одним из прообразов старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского, там же довольно точно изображен внешний вид скита».
В этот раз в монастыре я оказалась в рамках проекта «Ратные Поля России».
Введенский ставропигиальный мужской монастырь «Оптина пустынь» находится в Калужской области на берегу реки Жиздры. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в XV веке он уже существовал - сохранилась книга богослужений тех лет. Пустынью тогда называли отдаленные монашеские поселения.
По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта. Первые письменные свидетельства о монастыре появились в Козельских писцовых книгах 1620-30-х годов - например, запись о поминании в монастырских церквях убитого царевича Федора Иоанновича.
В 1689 году на территории обители заложили первую каменную церковь, но из-за нехватки денег строительство остановилось. В начале XVIII века монастырь настолько обеднел, что монахи не смогли платить оброк государству. Вскоре его закрыли - здания опустели, а утварь для богослужений отошла Белёвской Спасо-Преображенской обители.
Новая жизнь монастыря началась в середине XVIII века. Здесь возвели деревянную колокольню и каменный собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм с пятью куполами. Обитель продолжила расти и в начале XIX века: в 1809 году новая больничная церковь с шестью кельями уже принимала больных; вскоре был освящен и храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Главную колокольню-врата в Оптиной пустыни возвели в 1804 году. Все пожертвования, этапы строительства и расходы на материалы и оплату труда рабочих монахи записывали в «шнурозапечатанную книгу», которая сохранилась до наших дней. Колокольня стала самым высоким строением в округе. В двух боковых частях колокольни располагались монашеские кельи. Над воротами висела икона с образом Господа Саваофа, а с внутренней стороны - Знамения Пресвятой Богородицы. В 1826 году в верхнем ярусе установили часы, а в 1845 году здесь появился механизм с курантами, которые отбивали каждые 15 минут.
На третьем ярусе висели девять колоколов. В один звонили в праздники, в другой - в будние дни, отдельные колокола звали монахов на службу и трапезу. На колоколах значились имена попечителей, мастеров, время и место, где они были изготовлены. Надпись на самом большом из них гласила: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем же были отлиты образы Казанской Божией Матери и святого Николая Чудотворца.
В XX веке в Оптиной пустыни располагалась сельскохозяйственная артель, дом отдыха, концлагерь «Козельск-1», а позже - воинская часть.
Монастырь передали Русской православной церкви в 1987 году, а уже через год в церквях прошли первые богослужения. Тогда же начали восстанавливать храмы обители. Первыми отреставрировали надвратную церковь Владимирской иконы Божией Матери и один из самых древних соборов монастыря - Казанской иконы Божией Матери. В 2000-х здесь построили три новых храма: Преображения Господня, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
В этот раз мы приехали вечером, и сразу прошли в Казанский храм на вечернюю службу. А потом я прошла за храм на
монастырский некрополь. В обители с древних времен, кроме Оптинских иноков, много похоронено дворянских фамилий и купечества.
Кладбищенские монастырские памятники состоят, большей частью, из каменных плит, на которых, обыкновенно, вырезаны год, месяц и число рождения и кончины, погребенных под ними особ. Разбирая эти надписи, встречаем следующие фамилии: Образцовых, Кондыревых, Давыдовых, Чичериных, Писаревых, Челищевых, Богенгард, Камынина, Татищева, князей Козловских, Воейковых, Беклемишевых, князя Яшвиля, Графини фон-дер-Остен-Сакен, Щербачевых, Россет, графини Толстой, Гартунг, Хлюстиных и других.
Меня заинтересовало надгробие действительного статского советника, барона Онисима Карловича Менгдена (1866-1911). Изучая историю рыцарских орденов, особенно Тевтонского, я поняла, что это Онисим Карлович Менгден из немцев и не ошиблась.
Вот так начинается история этого рода «Менгдены - графский и баронский род, происходящий из Вестфалии. Иоанн фон Менгден, прозванный Остгоф, был магистром тевтонского ордена в Ливонии (1450-1469)». Племянник этого магистра наследовал его земли и дал начало роду Менгденов, которые поделились на две ветви. Одна продолжила жить в Европе, а другая в России. Род Менгден записан в дворянские матрикулы Лифляндской и Эстляндской губерний и в V часть родословной книги Костромской и Петроградской губерний.
Интересны
«Отрывки семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден), в журнале «Русская старина», 1908, апрель, стр. 97-116.
Про Онисима Карловича ничего не нашла, кроме ссылки на его книгу от 1906 г. «Желтая опасность или Эмиграция китайцев и влияние, оказываемое ею на белую и желтую расу». Книгу можно почитать в «Российской государственной библиотеке».
В рамках нашего исследовательского проекта интересно, что в роду Менгденов было много военных, так:
- барон Александр Александрович Менгден (? - 25.09.1799), участвовал в походах Суворова в Италию и был убит в Швейцарии, под Цюрихом, в 1799 году
- барон Михаил Александрович Менгден (18.02.1781-16.08.1855, Сатово), в службе с 1801, ранен под Аустерлицем. Прапорщик (18.05.1806), капитан, генерал-майор (с 30.08.1816). Владелец им. Никольское Кинешемского уезда Костромской губернии.
Можно почитать об их усадьбе в Костромской губернии. Родословные росписи Менгденов. Остановились мы у надгробия монаха Андрея, в миру генерал-майор Андрей Андреевич Петровский. На надгробии написано: «Заслуженный ветеран Русской армии 1786-23.янв.1867. В Оптиной Пустыни с 1856 г. Отличался особенным усердием к молитве и неупустительно ходил к церковным службам. В обители пользовался всеобщею любовью и уважением за простодушие и доброту. 36 лет он верно служил Отечеству при двух царях. Участник 85-ти сражений. Особенно отличился в 1812 г. при Бородине, в 1813 г. при Лейпцине, в 1831 г. в польскую компанию».
Краткая биография. Петровский Андрей Андреевич - генерал-майор, директор Аракчеевского кадетского корпуса; происходил из дворян Харьковской губ., родился в 1786 году; поступив на службу юнкером в 1804 г., он 20-го мая 1808 г., находясь на службе в Ингерманландском драгунском (впоследствии уланском) полку, получил чин прапорщика, в 1811 г. был произведен в поручики, в 1812 г. - в штабс-капитаны (8-го мая) и за отличие в сражении - в капитаны (22-го сентября). Переведенный 25-го апреля 1814 г. в л.-гв. Конно-Егерский полк, он за отличие в сражении был награжден чином майора, а 14-го октября 1816 г. произведен в подполковники с переводом в Лифляндский конно-егерский (впоследствии е. в. короля Вюртембергского) полк. Переведенный затем (13-го марта 1818 г.) в Арзамасский конно-егерский полк, П. 10-го августа 1820 г. получил чин полковника, и 19-го ноября 1824 г. назначен был командиром Тираспольского конно-егерского полка, но вследствие перелома ноги в 1828 г. должен был оставить командование; в 1831 г. участвовал в подавлении Польского мятежа, а с мая 1833 г., по расформировании полка, состоял при штабе 5-го резервного кавалерийского корпуса. Прикомандированный 22-го июня 1833 г. к образцовому Кавалерийскому полку, П. 22-го апреля 1834 г. был за отличие по службе произведен в генерал-майоры с назначением по военно-учебным заведениям, а 22-го мая того же года был назначен председателем в образованную по высочайшему повелению комиссию для разбора вещей, оставшихся по смерти гр. Аракчеева. Апреля 30-го 1837 г. П. получил место директора Аракчеевского кадетского корпуса, во главе которого пробыл 3½ года - до 1-го октября 1840 г., когда вышел в отставку. Кадеты, по словам историка корпуса П. П. Карцова, очень любили П. «за его доброту, ласковость и заботливость об их содержании».
Оставив службу, П. поселился в своем небольшом имении близ г. Задонска, но затем, отдав его двум замужним дочерям своим, поступил в 1858 году в монастырь - в Козельскую Оптину пустынь, где жил в полном уединении и где умер, приняв перед смертью монашество, 23-го января 1867 г., на 81 году жизни.
Лихой кавалерист, П. сделал в течение своей жизни 13 кампаний и участвовал в 85 сражениях, если не более, всегда отличаясь храбростью. Пред вступлением в бой он имел обычай прочитывать 90-й псалом Давида. Ни разу ни в одном из боев он не был ранен. Заслужил следующие награды: св. Владимира 4-й ст. с бантом (19-го декабря 1812 г.), св. Анны 2-й ст. (13-го августа 1813 г.), св. Георгия 4-й ст. (1814), св. Владимира 3-й ст. (13-го июля 1831 г.) и св. Анны 2-й ст. с короной (26-го октября 1831 г.) и высочайшее благоволение за отличие в сражении под Лейпцигом с 4-го по 7-е октября 1813 г.
Формулярный список 1834 г.; П. П. Карцов, Исторический очерк Новгородского гр. Аракчеева кадетского корпуса. СПб., 1884 г., стр. 51, 52, 69, 71, 115 и 291 и «Русск. Стар.» 1884 г., т. 41 и 42; «Странник» 1867 г., № 6, стр. 94-100; «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни», изд. 3, М., 1876.
О монахе Андрее можно прочитать в
Оптинском патерике Завершить знакомство с родной историей хотелось бы этими словами:
««Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» А.С.Пушкин
«…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». А.М. Горький