Проект «Ратные Поля России». 540 лет Великому стоянию на реке Угре (часть II)

Nov 15, 2020 23:32


Не надо думать, что стояние на Угре - это стояние мирное, что войска постояли и разошлись. Нет, шла война, шли бои. И русские войска раз за разом выигрывали сражение на берегах Угры, отбивая натиски Ахматовых воинов.





И, конечно же, здесь надо поклониться до земли тому же самому Даниилу Дмитриевичу Холмскому, потому что именно он отыскивал способы, как всякий раз предотвратить атаку ордынцев и мобильно отреагировать на попытку обойти русские войска, найти какой-то брод, перелаз, щель, условно говоря, в расположении его полков и все-таки просочиться туда и захватить какой-то плацдарм на другом берегу Угры. Через некоторое время после этих боев Ахмат прекратил атаки, надеясь на то, что Угра встанет, покроется льдом, и тогда можно будет перейти на другой берег. Да, в конце октября Угра встала, а русские войска отошли на позиции около Кременца, чуть-чуть подальше. И они не были распущены, не отступили к Москве, они просто перешли на, скажем так, другую линию оборонительных позиций, поскольку оборонять Угру стало бессмысленно - она утратила, покрывшись льдом, значение выгодного оборонительного рубежа. И в этот момент Ахмату надо было ударить, сокрушить московскую мощь - вот, казалось бы, шанс, лучший за всю военную компанию - а он не ударил. Он какое-то время топтался на месте, а потом уже, в ноябре 1480 г., отступил, разоряя земли собственного союзника, разоряя русские города, мимо которых он выходил на Угру.



С чем это связано, почему это происходит? Это в значительной степени загадка даже и для современных историков, хотя собрано немало материала, существуют источники летописные, существуют источники, которые относятся уже к сочинениям церковных авторов, существуют кое-какие документы, правда, относительно небольшие. Тем не менее, на этот вопрос даются разные ответы. Итак, один из ответов состоит в том, что по некоторым  подвергаемым сомнению источникам, в тыл к Ахмату вышла русская экспедиция князя Ноздроватого, ударила по его столице Сараю, нанесла ущерб. И Ахмат понял, что надо возвращаться, иначе, собственно, русские ратники в его тылу так разгромят его владения, как он сам мечтал поступить со срединной коренной Русью. Но это один из вариантов. Другой вариант, более, на мой взгляд, основательный. Собственно, чего ждал-то Ахмат на Угре? Прорывался, не мог прорваться, но не уходил. Ждал он помощи от князя Казимира IV Ягеллона, а тот не мог привести свои войска и не мог вместе с Ахматом обрушиться на Ивана III. Если бы они обрушились вместе - ох, у Ивана III возникла бы чудовищная проблема. Но он переиграл их обоих заранее, поскольку договорился о том, что крымский хан Менгли-Гирей в этот момент ударит по южным землям великого княжества Литовского и оттянет на себя силы Казимира Ягеллона, что и произошло. Действительно, литовские польские войска так и не пришли на Угру, и некому оказалось поддержать Ахмата, некому оказалось вселить в него уверенность, что он абсолютно превосходит в силах Москву. Это один из аспектов, собственно, почему он не попробовал решить проблему собственными силами. Стоит вглядеться в летописные источники, воспользоваться здравым смыслом. Октябрь и ноябрь на территории Северо-Восточной Руси - это, в общем, время не сахар. Ударили морозы, и от этих морозов изменилась не только Угра, изменилось положение тех, кто встал на ее берегах для того, чтобы сразиться. А ведь надо было стоять в поле - под холодными ветрами, под снегом, в условиях морозов. И действительно, ударили морозы. А между тем ордынское воинство находилось на территории Руси в походе уже много месяцев, с лета: оно, что называется, поистрепалось, оно выело - вот, наверное, это точное, правильное слово - выело вокруг себя все пищевые запасы округи. Уже очень сложно было добыть фураж для коней, а ордынцы воевали в конном строю. И получалось так, что воинство, в общем, устало, не добилось никакого успеха, лишилось пищи, а должно воевать в сложных условиях, в условиях морозов, да еще, кроме того, очевидно, начинается конский падеж. В силу чего все это происходит? В силу того, что у Ахмата нет надежного тыла: те небольшие небогатые русские городки, которые должны были его обеспечить, конечно, не могли это долго делать. А у Ивана III такой тыл был: собственно, вся Русь за его спиной могла кормить его воинов, обеспечить их деньгами. С братьями удалось договориться, их полки все-таки двинулись на юг, и они впоследствии присоединятся к армии Ивана III, благо, в общем, соглашение было достигнуто. В общем, он еще может выставить свежих воинов в поле. Конечно, русская армия тоже устала, конечно, ей тоже было не сахар и не мед драться на Угре. Ордынцы - серьезный противник, они никогда не отступали, не испробовав всех возможностей. Но давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения тех, кто сражался тогда на берегах этой русской реки, а ее иногда называют Поясом Богородицы.



Для русских, для православных людей, не пропустить Ахмата было делом веры, чести и выживания. Все прекрасно знали, какой страшный, смертоносный вихрь обрушится тогда на Русь, какой смерч будет сметать города и деревни, Русь лишится мира и покоя. А она ведь жила достаточно долго, десятилетия в состоянии, когда могла не испытывать этих самых нашествий, она привыкла к этому. И теперь все опять сгорит, будет уничтожено. То есть они, в общем, стояли насмерть за землю и за веру. А для воинов Ахмата претензия их правителя на восстановление ордынской власти над Русью - это была задача, которая их самих не касается. Вот есть хан Ахмат, у него есть такая политическая амбиция: он хочет улусника Ивана поставить на колени, может быть, снести ему голову, поставить другого улусника и весь улус присоединить к своим землям. Ну что же, хороший правитель, человек, который долгое время удерживал Большую Орду в состоянии боеспособности и стабильности, почему бы не пойти вместе с ним в поход? Но основная задача ратников ордынских - это все-таки не то что осуществление мечты Ахмата, это добыча, которую можно получить на Руси - это пленники, это угон скота, это ограбление городов, сел - это захват всего ценного, что может попасть им в руки в ходе боевых действий. Они пришли не для того, чтобы головы свои класть, они пришли для того, чтобы обогатиться, а это совсем другая задача. И когда выяснилось, что вместо триумфального победоносного шествия по русским землям на их долю выпала тяжелая многомесячная боевая работа, да еще и в условиях, которые с каждой неделей только ухудшаются, и впереди морозная зима - очевидно, воинство это утратило желание воевать. И, очевидно, Ахмат это почувствовал. Как хороший правитель он понимал настроение воинства, именно поэтому в ноябре он повернул свои войска назад и более уже на Русь не приходил. Никто из ханов Большой Орды уже не придет на Русь, и сама Большая Орда будет разгромлена целиком и полностью и исчезнет в 1506 г., в данном случае усилиями союзника Ивана III, крымского хана Менгли-Гирея. Впоследствии, конечно, Москва и Крымское ханство будут враждовать, и придется держать оборону уже от нового государства, которое попыталось принять на себя роль старшего юрта на просторах бывшей Золотой Орды. Но это уже не было иго, это было уже что-то вроде ситуации, ну скажем, перманентной войны на южных рубежах, когда надо просто хорошо организовывать оборону: где-то платить, откупаться, где-то встречать с саблями в руках, где-то добиваться успеха дипломатическим путем - но это уже независимость, а не что-нибудь другое. Итак, мне хотелось бы подчеркнуть несколько важных пунктов, касающихся стояния на Угре. Прежде всего, оно не было мирным, это была череда тяжелых боев и тяжелейших испытаний для русского воинства. Кроме того, стояние на Угре имело ясный христианский аспект: Русская Церковь поддержала Ивана III, а видный ее представитель, духовный писатель, человек с огненным сердцем и прекрасным отточенным пером, архиепископ Ростовский Вассиан, эту поддержку выразил в виде послания на Угру. Третий момент. Русь превращалась в Россию. Для того чтобы это произошло до конца и навсегда, требовалась победа в этом грандиозном стоянии на Угре - она была достигнута. И только после нее Иван III решился на, может быть, гораздо более рискованное вооруженное противостояние - противостояние с Великим княжеством Литовским. И наконец, последнее. Существует два памятника Ивану III в России. Один из них в Калуге, перед зданием администрации. Он там, слава Богу, сменил памятник Ильичу. И выглядит он необычно, но вот, тем не менее, народ его принял: в руке у Ивана III посох, на посохе сидит орел, и великий князь московский выглядит как настоящий Геркулес. Второй памятник находится во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни, на территории Калужской области. Там великий князь Иван III гораздо более традиционный: государь в шапке Мономаха, делающий жест, как будто он ладонью останавливает вражеское войско. Очень хороший памятник, замечательно, что именно его поставили там.



Не хватает этого памятника в Москве. Иван III - великий создатель России как самостоятельного государства. Иван III - человек, который отстоял его независимость. Иван III - это тот правитель, от которого отсчитывает свою судьбу наша с вами страна. Ну стыдно, ну честное слово, стыдно, что в Москве ему нет памятника. Хорошо бы, если это произошло. И если кто-нибудь начнет собирать средства на памятник Ивану III, победителю в стоянии на Угре, объединителю России, то, пожалуйста, - свяжитесь со мной, - я сам вложусь в это дело собственными деньгами, попрошу друзей, своих товарищей, учеников, всех, для кого я дорог так или иначе в это дело также вложиться своими средствами. Ну надо этот срам как-то преодолевать. Ну а завершая нашу сегодняшнюю беседу, хотелось сказать следующее: больше говорите о стоянии на Угре. Если можете написать об этом в учебник - напишите. Если можете написать об этом в сети - напишите. Если можете поставить об этом пьесу на театре - поставьте. Снять фильм, хотя бы любительский видеоролик, или я уже не знаю, если вы режиссер или продюсер, серьезную картину - поставьте. Если вы исторический романист - сделайте роман о стоянии на Угре. Говорите об этом, помните об этом, упоминайте это. Стояния на Угре в русской истории должно быть много, потому что оно того стоит, это одно из важнейших событий во всей истории России. Ну а теперь благодарю вас за внимание.»

Полностью текст



В скит была передана икона святых воинов Бориса и Глеба, бюст Дмитрия Донского и генерала Ивана Панфилова, памятный знак проекта, новые книги о святителе Иоанне Шанхайском. Участников проекта благословили в путь иконой святого Тихона Калужского. Благодарим за прием директора и всех сотрудников музея!





Почитать о Владимирском ските и диораме 

О Павле Рыженко 

Проект реализуется на средства гранта ООГО "Российского фонда культуры" представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».



Часть I 

russia, российский фонд культуры, history, русь, иван 3, калужская область, история, владимирский скит, путешествие со смыслом, россия, #уголкироссии, стояние на реке угре

Previous post Next post
Up