30 января 2020 г. была на очень интересном и полезном мероприятии - лекция «Феноменология цвета. Парадоксы черного». Лекцию читала Конькова Елена Юрьевна, культуролог, руководитель секции «Интерьеры и ландшафтный дизайн» в Творческом союзе художников декоративно-прикладного искусства. Кроме того, Елена автор ТВ программы «Искусство в интерьере» на канале «Усадьба».
Умению Елены собирать интересных людей вместе можно только позавидовать. Так на лекции оказались вместе не просто творческие люди, а личности, все самобытные и увлеченные своим делом:
-дизайнер Рената Яковлева
http://zetaland.ru - художница Зоя Шубина
https://artnow.ru/hudozhnik-Shubina-Zoya-48147.html - художница по стеклу и создательница витражей Елена Гута
https://gutastudio.ru/ или
https://www.facebook.com/GUTASTUDIO Были и другие слушатели, как например, представители компании американских красок Benjamin Moore в России, и, конечно, представители Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства.
Перед лекцией мы зашли на открытие Творческого пространства «Арт Ярд» по адресу Столовый переулок, 4. Площадка открыта для сотрудничества со всеми, кому интересно создавать красивые вещи, кто любит собираться вместе не просто для пустого досуга, а для развития себя и окружающих.
Если вернуться к лекции, то для меня открытием было, что историю черного цвета как раньше, так и сейчас относят к сотворению мира, т.е. понимание, что такое черный выводится из этого текста Библии:
«1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля была безлика и пуста, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами.
3. Бог сказал: «Да будет свет», и появился свет.
4. Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы.
5. Бог назвал свет днем, а тьму - ночью.»
В дальнейшем судьба черного цвета, как, впрочем, других неподдающихся анализу творений (как материальных, так и духовных) то ли Бога, то ли человека неоднозначна. Черное то боготворили, то забывали, но несомненно одно, что и сегодня черный цвет таит в себе тайны и не оставляет равнодушным никого.
К прочтению рекомендована книга «Черный. История цвета», автор Мишель Пастуро.
Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро - истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой - черный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.
Лекция стала приятным продолжением очень вдохновляющей и познавательной лекции, которую я слушала в конце 2019 года «Что скрыл художник: тайные смыслы в картинах», лектор Наталья Вострикова. Преподавательский стаж - 18 лет. Автор курсов по истории искусства в Институте славянской культуры МГУДТ, Институте гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ).
Сходить на лекции Натальи
https://www.synchronize.ru/natalia_vostrikova.html Это про «Тайные смыслы в картинах» 7 февраля 2020
Что скрыл художник: тайные смыслы в картинах Вермеера, Босха, Ван Эйка, Арчимбольдо и других мастеров | Синхронизация. Культурная платформа
Босх, Ван Гог, Врубель, Шишкин, Вермеер - часто ра
www.synchronize.ru