В свое время мне очень понравилось размышление отца Андрея Ткачева о наших святых покровителях, и я понимаю и чувствую, что это действительно так. «Почему нас у всех своих святые, которых мы любим и им молимся? Потому что встреча со святым - это встреча двух душ и неважно, сколько прошло между этой встречей лет или столетий».
Так в моя жизнь связана со святым Лукой Крымским, святым Иоанном Шанхайским и Сан- Францисским, святым воином Федором (Ушаковым), не всегда я помню как они появились в моей жизни, зато теперь они всегда со мной.
Конечно, это не все святые, которые появились в моей жизни и которые еще появятся или напомнят о себе.
Сегодня я хочу рассказать о святом Трифоне Печенгском. Сегодня (28 декабря) день его памяти и день Кольских святых, в собор которых он входит.
Также 28 декабря празднуют собор Крымских святых, где святитель Лука Крымский. Про него напишу позже.
Про святого Трифона Печенгского, а точнее про его монастырь на краю земли, мне рассказала мама, зная мою любовь к северу. Это было лет 5, а то и больше назад.
Не долго думая, я стала искать информацию про монастырь. Оказалось, что самая северная в мире православная обитель. Основана в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским. Сегодня носит название Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь.
В то время монастырь восстанавливался после пожара 2007 года. Решено было восстановить монастырь в том виде, какой он имел в начале XX века на месте его первоначального расположения, в посёлке Луостари, Печенгского района, Мурманской области.
Тогда меня поразило насколько монастырь сливается с природой края, полностью из дерева, он выглядел как нерукотворный. Тогда и было принято решение посетить этот монастырь. Получилось осуществить эту мечту только в 2019 году, благодаря мотопробегу «Братский путь» мотоклуба «Ночные Волки». Благо среди них есть тоже любители севера и еще есть замечательное и гостеприимное отделение в Мурманске.
Кроме Ночных Волков из России в Трифоно-Печенгском монастыре в 2019 году побывали Ночные Волки из Черногории и Германии.
Мне к 2019 году удалось накопить небольшие знания и о православии на севере. Кому интересно, тоже могут приобщиться, для этого можно почитать сайт Мурманской митрополии
http://mmeparh.cerkov.ru/ Там я и нашла житие святого Трифона Печенгского - апостола лопарей.
Этот святой интересен тем, что он его житие не совсем классическое, если можно так сказать, он не был с детства приобщен к вере и не хотел быть монахом. Будущий великий святой Русского Севера, сойдя с погибельного пути - потакание своим страстям и похотям, бросил своих подельников и ушел «на край земли».
Его путь - это путь Благоразумного разбойника.
В монастырь святого Трифона мы отправились из Мурманска. Погода в тот день радовала, было прохладно, но солнечно.
Вот и монастырь.
В монастыре нас встретила монахиня, она рассказала о монастыре и житие святого Трифона.
Житие святого на сайте митрополии
«Сей святой великий проповедник и пустынный житель преподобный отец Трифон рождение и воспитание имел в Новгородских пределах, близ града Торжка, от священных и благочестиво живущих родителей» [1].
Родившийся в июне месяце 1485 года и получивший в крещении имя Митрофан [2], будущий великий святой Русского Севера, был награжден от Господа богатырским телосложением, исполинской силой и отменным здоровьем. По традиции того времени сын попа должен был следовать по отцовским стопам. Однако приложиться ко стезе своих предков Митрофану не прилучилось. Красивый и статный отрок из благочестивой семьи священника приглянулся кому-то из местных торжковских князей или бояр, может самому «наместнику великокняжескому Василию Китаю». Так или иначе, Митрофан был взят прислугой в богатый дом присматривать за боярскими детьми, а повзрослев, юноша избрал себе стезю ратного служения.
Дальнейшая судьба юного Митрофана может послужить нам примером того, как потакание своим страстям и похотям разрушает душу человека и толкает его на погибельный путь. Довольно скоро имя Митрофана, страшного атамана шайки разбойников, стало наводить ужас на жителей финского пограничья, заставляя трепетать «каянских немцев» из поселений близ Каяно-моря (Ботнического залива). Так что, «много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил» [3].
Но Господь не оставил Митрофана своим попечением. Пережив глубокое потрясение, вследствие не чаянного убийства своей горячо любимой возлюбленной - боярской дочери Елены, Митрофан бросил своих подельников и ушел «на край земли» - «на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский».
Здесь он в сокрушении сердца, обрекает себя на пятилетние бесприютные скитания по диким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, подвергая тяжким испытаниям, изнуряя и терзая свое грешное тело голодом, холодом, зноем, мошкарой, ежедневной угрозой смерти от дикого зверя и всем прочим, чем так богата суровая северная земля. «Окрест выше писаныя реки Печеньги, бездомно и бескровно, по лесам и по горам и в пропастях земных скитался, странствуя». Пришло время «блудному сыну» горько плакать и каяться, «непрестанно во слезах и молитвах и в сокрушении сердца пометая себя в землю перед Богом» [4].
Спустя пять лет, около 1519 года происходит встреча Митрофана со святым подвижником, книжником, богословом, и духоносным старцем Феодоритом Кольским. Встреча, которая изменила судьбу Печенгского отшельника.
Феодорит, с юных лет «разжегшийся желанием пустынного жительства», готовящий себя к просвещению «глубоких варваров, лопарей диких», явился тем носителем Божественного гласа, который открыл Митрофану его нынешнее предназначение, промысел Господа о его новом поприще. Отныне не только личное спасение через покаяние и плач о своих тяжких грехах, но и сердечное сокрушение о грехах ближних, пребывающих во тьме языческого нечестия, и милосердная забота о просвещении сущих во «мраке тяжкого идолобесия» - удел отшельника Митрофана.
Около пяти-шести лет, пребывая «вкупе» с Феодоритом, научался Митрофан молитвенному деланию, постигая великую науку «священнобезмолвствующих». Примерно в 1524 году Митрофан возвращается в места своих покаянных первоначальных скитаний - в район реки Печенги.
Здесь, на берегах Студеного моря, Митрофан, вдохновенно и смело приступивший к оглашению лопарского племени, прямо столкнулся со «злобой бесовской», с противодействием колдунов-нойдов: «яко львы, на благовестника Христова рыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще». Но Митрофан не был оставлен Божественным попечением и сподобился многих чудесных дарований. «Господь Бог многократно от рук желающих крови и смерти Преподобного чудесным образом спасал, своим Божиим мановением наставляя сокрыватися в горах и в расселинах каменных… Иногда Святой проходил сквозь них, злобою ослепленных, и не видим им был». Когда же проповедовал «о дьявольском их пленении и об омрачении их обличал, призывая к Царствию Божьему, к Единому Царствующему над всем», то многие из народа «из уст его яко светлость огня видевшие исходящую, дивилися и на лицо его святое, как у ангела зряще, начинали сердца своего жестокие образы умягчать и семя Слова Божия в него принимать».
Так среди общей массы язычников стали появляться сочувствующие, которые уже не хотели гнать святого благовестника: «Не имеем в нем вины; глаголет нам он о добре, о Царствии Божием, смерть нарицает сном, да не уснем, а воскреснем, так что пока оставим его, но если вину какую обрящем, уж тогда страшною смертию убием его … Преподобный же от сонма их уходя, радовался, что за проповедь во имя Иисуса Христа воспринял биение и многое безчестие».
Это был долгий и изнурительный труд просветителя. Полночные земли зачарованной Похьёлы, древнее колдовское Лукоморье, нехотя и упорствуя, расставались с языческим мраком безбожия. «В том благовестии святый муж доброго желания потрудился немало лет».
В 1533 году Митрофан по благословению святителя Макария Новгородского строит для своих лопарей первую церковь на месте, где в реку Печенгу впадает речка Мана. «Ту святую церковь иероинок Илия освятил». Присланный от архиепископа Макария иеромонах Илия совершил и постриг Митрофана: «И от того же иероинока Илии преподобный отец наш Трифон духом и сердцем правый инок и знаменосец [5] соделался».
Вскоре при этой Свято-Троицкой церкви образовался первый лопарский монастырь. Лапландские аборигены нашли в лице прп. Трифона благодатный пример жертвенной любви. Насколько старец с добротой и бесконечным терпением относился к своим низкорослым чадцам, настолько этот богатырь и воин был непримирим и безжалостен к тем многочисленными непрошеным гостям, что приходили грабить и обижать его духовных детей.
В трудах, постах и молитве прошло шестнадцать лет жизни этой удивительной обители. Но вот, около 1549 года «буйная» братия Кольского монастыря, недовольная строгостью устава, изгнала своего строителя прп. Феодорита и переместилась из Колы в устье Печенги. Под угрозой смерти от «лукавых людей» Трифон на восемь лет оказался вынужден уйти из монастыря. В его отсутствие братия самовольно переносит монастырь из Трифоновской пустыни, в устье Печенги, где удобнее заниматься промыслами, торговлей и прочими мирскими попечениями.
В 1556 году ходатайством прп. Феодорита и чудесами явленными Печенгским старцем при царском дворе, монастырь получает от Иоанна Грозного жалованную грамоту. Вместе с новым игуменом Гурием прп. Трифон возвращается на Печенгу. Как и иные Кольские старцы, он принимает «за послушание» новые принципы взаимоотношения Церкви и государства, задачу строительства северных монастырей-крепостей.
Братия монастыря на Печенге была «не простой», ее насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг прп. Варлаам Керетский: «сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася». По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои «ярость и острожелчие», так же и умирялся дух его братии: «Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением».
Эти строки из тропаря «Канона» раскрывают нам все величие, едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Тогда преподобный Иосиф взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества.
Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукротимость» братии, с которыми вплотную довелось ему столкнуться, все же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в «благоразумие». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он был единственно возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают - «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и «их Христу чистыми представил».
Трифон скончался в декабре 1583 года. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что «от острия меча умучатся многие». Все исполнилось ровно через шесть лет. В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти, послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они приняли страшную смерть. По молитвам Трифона, они наследовали райские обители, ибо через мученическую кончину, Трифон «их Христу чистыми представил».
Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного в XVI веке Печенгским старцем, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием, [была] прославлена в лике преподобномучеников» [6].
Примечания
1. Здесь и далее курсивом выделены цитаты из наиболее древних источников посвященных житию прп. Трифона: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 89 -120; «Канон преподобному Трифану Печенгскому чудотворцу», «Канон пре-подобному Варламу Керетьцкому, новому чюдотворцу». Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. № 292; Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 324-347.
2. В честь свт. Митрофана, первого Патриарха Константинопольского (†325). Память 4 июня.
3. Из рассказа прп.Трифона путешественнику Симону ван Салингену о своей жизни: Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке // Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 302.
4. «И вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом», так сам Трифон за-вершил рассказ голландскому путешественнику о своей грешной юности. Филиппов А.М. Русские в Ла-пландии в XVI веке. Сообщение Симона-ван-Салингена. // Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 302.
5. «Знаменосец» - в данном случае, - «схимник», в иных древних текстах может означать «чудотворец», «творящий знамения».
6. Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15. 10. 2003 года, на имя Епископа Мурманского и Мончегорского Симона.
http://mmeparh.cerkov.ru/prepodobnyj-trifon-pechengskij/ ***
После рассказа братия монастыря по благословению настоятеля открыла главный храм обители, и мы смогли приложиться к его святыням и иконе Кольских святых.
Их храма отправились на речку, где рыбачили и рыбачат монахи.
На обратном пути зашли в церковную лавку, чтобы купить на память о посещении древней северной обители сувенир и, конечно, икону святого Трифона Печенгского.
Именно этот удивительный святой основал обитель на краю земли в 1533 году. В течение столетий являлся монастырь оплотом веры и государственности на северных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений.
15 (28) декабря 1583 года перед самой своей мирной кончиной преподобный Трифон оставил братии своей и всем нам великое пророчество: «Будет на сию обитель тяжкое искушение, и многие примут мучение от острия меча. Но не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставит Он (Господь) жезла грешных на жребии своем, ибо силен, и снова обновит Свою обитель»…
Гибель 116 печенгских преподобномучеников
Через семь лет предсказание преподобного в точности исполнилось, отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, в канун Рождества Христова 1590 года вероломно напал на монастырь, уничтожили всех, кто находился в обители. 116 человек приняли мученическую смерть, еще раз подтверждая незыблемость веры православной.
Уцелевшие монахи и послушники монастыря собрались в Коле, где в дальнейшем Кольско-Печенгский монастырь существовал до 1765 года, и был упразднён при правительстве Екатерины II по Закону секуляризации церквей и их имущества.
Архимандрит Ионафан (Баранов)
Указом от 12 марта 1886 года № 930 Святейший Синод принял решение о возобновлении Печенгского монастыря. Силами соловецкой братии Трифоно-Печенгский монастырь в начале 20 века при настоятеле архимандрите Ионафане (+1915) достиг высокого духовного и хозяйственного уровня. Представителями безбожной власти разорение Печенгской обители началось в конце 1920 г. Между Советской России и Финляндией был заключён Дерпский (Тартусский) мирный договор, согласно которому Печенга присоединилась к Финляндии. Ликвидированный для Советской России монастырь более 60 лет продолжил свою жизнь на чужой территории. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев), до принятия схимы - игумен Иакинф, в период с октября 1921 года по октябрь 1931 года был настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря. 30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон монастырю и братии.
С началом Великой Отечественной войны монастырь снова оказывается в эпицентре боевых действий, в 1944 году печенгские монахи прибыли в Новый Валаам (территория Финляндии) и продолжили там богослужения совместно с валаамскими собратьями по вере. С кончиной монаха Акакия в возрасте 110 лет, завершился финский период в истории Трифоно-Печенгского монастыря.
Храм Рождества Христова в 1995 г.
В 1995 году по представлению Печенгского районного краеведческого музея и отдела культуры, единственное сохранившееся здание церкви Рождества Христова было передано РПЦ.
20 октября 1997 года Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонов Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга.
В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге.
В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари, и в 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.
Адрес монастыря: 184413. Мурманская область. Печенгский р-он. н/п Луостари. Трифонов Печенгский монастырь. Схема проезда: От ж/д вокзала - автобус Мурманск-Никель, Мурманск -Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31-й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. Автомобиль. Трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот налево в пос. Луостари.
Информация для паломников и трудников:
http://trifon-luostari.cerkov.ru/informaciya-dlya-palomnikov-i-trudnikov/ Для тех кому интересен этот северный край и его святые можно почитать трехтомное историческое исследование митрополита Митрофана (Баданина), правящего архиерея Мурманской епархии РПЦ, посвящено изучению непростого и длительного процесса христианского просвещения земель средневекового Крайнего Севера Европы, и в частности территории Кольского Севера.
Книги размещены здесь
http://mmeparh.cerkov.ru/knigi-episkopa-mitrofana/ Интересная книга про монастырь «Печенгский монастырь в русской Лапландии», Фрис И. А., 1893 г.
https://kolamap.ru/library/1893_fris.htm Начиная с 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, установлено празднование Собора Кольских святых - в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря. Конечно, наши Кольские святые молились о нас и раньше. Весь Мурман, словно светлым облаком, покрыт их молитвенными воздыханиями о нас, грешных и заблудших. Но теперь их святость явлена всей Церкви, и мы можем в молитвах обращаться за помощью и утешением к нашим святым землякам.
Кольские святые
Тропарь, глас 4:
Светлый сонме подвижников земли Кольския, / Севера тьму сиянием веры озарившии / отцы святии, благочестием преукрашеннии, / служителие Таин Божиих благоговейнии, / боголюбивии иноцы и учителие покаяния, / миряне, чистым житием Создателю угодившии, / языка лопскаго богомудрии просветителие и наставницы, / новомученицы и исповедницы, за Христа души положившии, / в горьких работах даже до смерти Его исповедавшии, / молитеся ко Господу // спастися душам нашим.
Обратный путь в Мурманск.