Москва. Экскурсия в Центральный Дом ученых

Dec 05, 2024 15:48


На днях выбралась на один из любимых видов экскурсий - экскурсия в особняки. «История домов бывает подчас интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений» - К. Паустовский.





На экскурсию записалась, когда была в нем на Российском культурологическом конгрессе. Центральный вход в Дом учёных - был пристроен в 1930 гг. по проекту архитекторов братьев Весниных.



Сейчас в нем находится большой зал, фойе и гардероб.



Вся экскурсия и знакомство с домом проходят в его исторической части.





Сначала нам рассказали непосредственно про Дом ученых и как он появился. Саму идею создания Дома ученых предложил в 1921-1922 гг. Максим Горький. Писатель обратил внимание на трагическое положение российских ученых, в котором они оказались после окончания Гражданской войны. После различных встреч и совещаний для ученых под Москвой были созданы два санатория - «Узкое» и «Болшево», позднее возникли санатории в Крыму, Кисловодске и других местах.

Тогда же принято решение об открытии в Москве в 1922 году Дома ученых. Выбранное для него место было поистине академическим. Вблизи располагались гуманитарные факультеты Московского университета. Российская академия художеств, Высшие женские курсы, клиники на Пироговской и Калужской улицах, Педагогический институт и многие другие учебные и научные учреждения, ряд музеев.



В правление Дома ученых вошли: известный врач Н.А. Семашко (председатель), историк М.Н. Покровский, профессора И.И. Гливенко, Н.С. Коган и Л.В.Залуцкий, П.И. Лацаров, академик А.Д. Ферсман, Н.Н.Авинов и управляющий делами ЦЕКУБУ Я.И. Капалов. Позднее в него входили такие выдающиеся ученые, как биологи И.К. Кольцов и Н.М. Кулагин, физики А.С. Ирисов и Э.В. Шпольский, физиолог К.Х. Кекчеев, искусствоведы П.И. Саккулин и А.М. Эфрос, музыкант Б.О. Сибор. Первым директором Дома ученых стала бывшая жена Горького, известная актриса МХАТа Мария Федоровна Андреева. После М.Ф. Андреевой директорами Дома ученых в Москве были М.Н. Виноградова, М.А. Цветкова, А. И. Дергачев. С 1990 гг. по настоящее время Дом ученых возглавляет Виктор Степанович Шкаровский.

В конце ХХ в. особняк был заброшен и его исторические интерьеры пришлось восстанавливать заново.

Экскурсия началась на втором этаже. Уже поднимаясь по лестнице, можно любоваться богатством убранства и восстановленным декором.







Осмотр комнат особняка мы начали с бального зала. В этих роскошных интерьерах нам рассказали историю хозяев этого дома.









В конце XVIII-начале XIX вв. особняк принадлежал московскому военному губернатору Ивану Петровичу Архарову. Он занимал этот высокий пост благодаря своему брату Николаю Петровичу Архарову, петербургскому генерал-губернатору в царствование императора Павла I.



«Архаров - пишет его биограф, - зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедали не менее сорока человек, а по воскресеньям давали балы, на которые собиралось все лучшее московское общество: на обширном дворе, как он не был велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей. Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича».



Е.А. Архарова

В 1797г. И.П. Архаров был выслан по высочайшему повелению из Москвы. При Александре I, они были возвращены. И.П. Архаров опять поселился на Пречистенке, продолжал жить барином. Архаров скоро умер, его вдова, Екатерина Александровна, урожденная Римская-Корсакова, пользовалась большим уважением Александра I, который неоднократно посещал Дом Архаровых.



Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 г. В 1818 г. бывший дом Архаровых, а точнее то место, где был дом, купил князь Нарышкин Иван Александрович. Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по своему рангу выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена Нарышкина была урожденная княжна Голицына и дочь их была фрейлиной. Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было богаче, изысканнее.









Иван Александрович приходился дядей Наталье Николаевне Гончаровой, и когда 18 февраля 1831 г. А.С. Пушкин венчался у Большого Вознесения с Натальей Николаевной, то посаженным отцом невесты был Нарышкин.



И.А. Нарышкин

Разумеется, светские приличия обязывали Пушкина бывать у Ивана Александровича. Таким образом, А.С.Пушкин бывал в этом доме.

История дома связана и с декабристами. Племянник Нарышкина М.М. Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был участником восстания и приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на Пречистенке, у своего родственника.

В доме М.М. Нарышкина был и Н.В. Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью декабристов.



Позднее дом переходит к княгине Екатерине Васильевне Гагариной. Ее свекр князь Иван Алексеевич Гагарин был женат вторым браком на знаменитой актрисе Семеновой.

От них дом перешел к князьям Трубецким.



Дамский кабинет







В 1865 году у Трубецких усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной (урожденной Ипатовой, 1838-1914) миллионер-фабрикант Иван Коншин. Иван Николаевич происходил из старинной семьи серпуховских купцов Коншиных.







Их текстильное предприятие в Серпухове, выпускавшее полотно и парусину, возникло в сер. ХVIII в. Коншины принадлежат к старинному роду серпуховских посадских людей, известному с половины XVI в. Фамилия их упоминается в Серпуховской сотной 1552 г., т.е. при Иване Грозном. Это были кустари-кузнецы, по-видимому изготовлявшие оружие, так как их первоначальная фамилия Конша происходит от татарского слова «кончан», т.е. кинжал.



К началу ХIХ века их мануфактура имела ткацкое и ситценабивное производство. Кроме мануфактурных рабочих, они имели еще много кустарей надомников. Всего в их производстве было занято более двух тысяч человек. В 1840 гг. его отец Николай Максимович Коншин значительно расширил дело, создав специализированное прядильное производство, изготовлявшее пряжу для его ткацкой фабрики. Потом он создал новую громадную бумагопрядильную и ткацкую фабрику «Новая Мыза». Тут выпускалась неокрашенная ткань, которая поступала на его набивное производство. Таким образом, Коншины стали крупнейшими текстильными производителями Серпухова, имеющими полный цикл текстильного производства от сырья до конечной продукции, которая уже шла на продажу. После его смерти сыновья разделили производство. Старший сын Иван Николаевич получил по разделу бумаготкацкую фабрику «Старая Мыза». Проведя удачную операцию по покупке большой партии дешевого американского хлопка в 1860 гг. перед самой Гражданской войной, а потом продав его когда цены возросли невероятно, он стал богатейшим человеком. На эти деньги он переоснастил фабрику и ее годовой доход стал равен 5 млн. рублей. Очень хорошие обороты. Женился он на дочери серпуховского купца 2-й гильдии Александре Ивановне Ипатовой. На их свадьбе гости гуляли до утра. Между прочим на ней присутствовал известный писатель С.Т. Аксаков. К сожалению детей у них не было и они много сил, времени и денег тратили на разные благие дела - музыку и благотворительность.



Купив в 1865 г. владение, Коншины в 1867 г. перестраивают его. Благодаря фабрике и ростовщическим операциям, Иван Николаевич становится очень богатым человеком. Умирая бездетным в 1898 г., он все свое состояние, превышающее 10 млн. руб., оставил жене. При этом по завещанию он раздал своим работникам годовое жалование.



В 1882 г. «в воздаяние заслуг», как говорится в официальном документе, «на поприще отечественной промышленности в течение двухсот лет, род Коншиных возводится в потомственное дворянство».

Поскольку промышленные дела Александру Ивановну не интересовали, да и не могла она ими заниматься, она вернула промышленные предприятия мужа в семью Коншиных, продав их его братьям - «Товариществу мануфактур Н.Н. Коншина в г. Серпухов». В результате ее состояние удвоилось. После смерти супруга одной ее отрадой осталась широкая благотворительность. Она много душевных сил и материальных средств в это дело вкладывала.

Принимала племянников, внуков, устраивала благотворительные елки.

Много сил отдавала двум попечительствам о бедных - Пречистенскому и Пресненскому.

Всеми делами вдовы ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский. Он жил в соседнем доме и был родственником.

Через двенадцать лет после смерти супруга, уже весьма пожилой женщиной, в 1910 г., она затевает крупную перестройку своего Пречистенского особняка. Для этого приглашается архитектор Анатолий Оттович Гунст. После его трудов дом Александры Ивановны Коншиной превратился в один из самых шикарных особняков в Москве. Архитектор А.О. Гунст был в то время участковым архитектором Пречистенского и Хамовнического участков, куда входила территория особняка Коншиной. Анатолий Осипович был всесторонне одарен. Увлекался не только живописью, но и художественной фотографией (его работы были удостоены премий на Всемирной выставке в Париже), был своим человеком в театральном мире.

Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер.

Особенно был интересен зимний сад - нынешняя столовая. Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения - из Парижа. Громадное стекло было заказано в Италии. Его везли в Россию в специально оборудованном вагоне. Поставить его на место можно было лишь в момент стройки, когда здание сооружалось.











Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка.

Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало ощущение праздника.





Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия (сохранились до сих пор). Эти новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь каждого этажа составляла около 800 кв. м.



Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23 апреля 1910 г.

Александра Ивановна недолго прожила в великолепном дворце: в сентябре 1914 г. она умерла от воспаления легких.

Дом переходит к жене племянника - Варваре Петровне Коншиной, хозяйке фабрики в Серпухове, которая через год также умирает. Владение по наследству достается ее внукам, несовершеннолетним сыновьям ее рано скончавшегося сына.

В начале 1917 г. Опекунский суд утверждает наследство и в мае 1917 г. душеприказчики продали дом Коншиной за 400 тысяч рублей крупнейшему русскому предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову, который приходился Коншиным родней. В то время он был председателем правления Русско-Азиатского банка и входил в руководство свыше полусотни крупнейших акционерных предприятий и фирм. Но после Октябрьского переворота все его движимое и недвижимое имущество, в том числе купленный у Коншиных дом на Пречистенке, было конфисковано.



В 1922 г. в стенах особняка Коншиных открылся Дом ученых. Начался новый этап истории дома на Пречистенке.

интересная москва, moscow, Москва, интересно, история жизни, история России, особняк Коншиной, history, экскурсия, интерьер, архитектура, центральный дом ученых, особняк, история, красота

Previous post Next post
Up