В выходные отправились за город. Цель - посетить смотровую, ГЭС и музей В.П. Астафьева.
Первым делом посмотрели могучий Енисей со смотровой площадки «Царь-рыба» на Слизнёвском утёсе близ села Овсянка.
Смотровая площадка была создана в 70-х гг. XX в. на 23 км трассы Красноярск - Дивногорск. В 2004 году, в преддверии дня рождения Астафьева, на отвесной 300-метровой скале рабочие установили внушительную скульптуру енисейского осетра, длиной 4 м и весом 300 кг, отлитую из металла.
Создатели скульптуры - сотрудники компании «Мир кованых изделий». Осётр до мельчайших деталей похож на настоящего ленско-енисейского осетра.
Скелет трехсоткилограммовой рыбы состоит из ста сорока кованых косточек. Кожу, голову, плавники, хвост - ковали по отдельности, а затем соединили вместе.
Памятник «Царь-рыбе» - дань одному из ключевых произведений писателя, которое затрагивает человека и природу, их единство и противоборство. Это напоминание о человеческой жадности и жестокости, о величии и красоте всего живого.
Книгу я прочитала до поездки, очень правдивая повесть и от того жесткая, а порой и жестокая.
«Аким запамятовал, что я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, ох как знаю, что она, кровь-то, с человеком делает! Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря». (отрывок из «Царь-рыбы»)
«Цветок караулил солнце. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка. Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично сияющие лепестки цветка, будто створка ворот, и тогда чашечка, почти выворачиваясь живым зевом, подставляла маковку солнцу, а льдинка оборачивалась в светлую каплю, освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя. До ухода солнца, до самой последней секунды заката цветок дышит теплом светила, поворачивая вслед ему яркую головку, после чего лепестки, с исподу отепленные шерстью, сразу плотно закрываются, грустно опадает головка, но внутри цветка, под лепестками, не кончается неприметная работа. Жилкой вонзившегося в мерзлоту корешка цветок вытягивает влагу, дышит и обращает свое дыхание в зеркально-тонкую, прозрачную льдинку, которая утром снова поймает и соберет в пучок лучи солнца.
Из утра в утро, изо дня в день идет невидная миру работа, пока не созреет маковка. И когда поблекнут, тряпично свернутся и опадут лепестки, сухо треснет, обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по тундре, соря черненькой пыльцой семян». (отрывок из «Царь-рыбы»)
Одноимённая повесть Виктора Астафьева была написана в 1976 г.: повествование в рассказах было напечатано в номерах 4-6 журнала «Наш современник» в 1976 г., в 1977 г. «Царь-рыбу» напечатала «Роман-газета», а через год в Красноярске вышло первое книжное издание «Царь-рыбы» (1978).
На развернутых страницах книги около осетра высечены последние строки из книги:
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
Нет мне ответа.
С площадки открываются завораживающие виды на величественный Енисей и окрестности.
Енисей - одна из самых длинных рек России и мира, раскинувшаяся на 3,5 тысячи км. Он считается самой полноводной рекой России. Помимо этого, Енисей разделяет Западную и Восточную Сибирь, являясь своеобразной природной границей. Ландшафт на берегах Енисея разный: на левом - равнина, на правом - горная тайга. Енисей берёт своё начало в Саянах и, пройдя все климатические зоны Сибири, впадает в Карское море Северного Ледовитого океана, что позволяет существовать на его территории разнообразной флоре и фауне. Река крайне непредсказуема, в одном месте может быть бурное течение, в другой - спокойное.
Вдоль всего Енисея существовало огромное количество поселений самых разных народов. Поэтому и Енисей носил разные названия - на эвенкийском языке он звучит как «Ионесси», что переводится как «большая вода», Хаксы называют реку «Ким», а тувинцы - «Улуг-Хем» (великая река).
Помимо того, что берега реки принадлежат к разным климатическим зонам, они еще и асимметричны - правый берег в 5,6 раза выше левого;
Енисей настолько длинный, что в низовьях реки проживают белые медведи, а в верховьях реки можно встретить верблюдов;
Место, где сливаются воедино Малый и Большой Енисеи возле города Кызыл считают географическим центром Азии.
Река находится на втором месте в России по площади бассейна после Оби. По длине он занимает пятое место в мире.
После смотровой доехали до Красноярской ГЭС.
Вторая по величине ГЭС в России и одна из 10 крупнейших ГЭС в мире.
Масштабный проект, утвержденный в 1956 году, должен был осуществиться спустя одно десятилетие после окончания Великой Отечественной войны. Планы страны, ослабленной войной, казались неимоверными, на уровне фантастики. В марте 1963 года Енисей был перекрыт, в ноябре 1967 запущены первые два гидроагрегата. 26 июля 1972 года Государственная комиссия приняла Красноярскую ГЭС в постоянную эксплуатацию с оценкой «отлично».
Красноярская ГЭС - единственная в России станция, в комплекс гидроузла которой входит судоподъемник. Сооружение судоподъемника представляет собой платформу, которая перемещается по рельсам. Для погрузки судна в подъемник платформа опускается ниже уровня воды, судно транспортируется на «плаву», затем покидает подъемник.
Почитать о строительстве «Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать - миллионы, тонны, кубометры, киловатты, - но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?..» (отрывок из «Царь-рыбы»)