Многое известно. Некоторые инструменты даже сохранились до наших дней. Вот, о музыке, подробнее:
Музыка играла большую роль в повседневной жизни древних египтян: как в светской, так и в религиозной. Первые изображения музыкантов сохранились уже на додинастических каменных палетках и сосудах. По росписям гробниц вельмож Нового царства хорошо известны изображения музыкантов и музыкантш, играющих на костяных кастаньетах и арфе, лютне и барабане. Большое количество музыкальных инструментов хранится в различных музейных собраниях. В одном из наставлений писцам говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте, сопровождать [игру на] лире и петь с музыкальным инструментом нехт». Таким образом, обучение музыке входило в программу школьного образования. Подобающее место ей отводилось и в культе, так как богослужение нередко сопровождалось музыкальным аккомпанементом и пением. В эпоху Нового царства практически все знатные дамы Фив носили титул хесит - певицы или музыкантши бога Амона. Во время особенно торжественных богослужений, когда требовалось особенно много жриц и жрецов, они нараспев произносили молитвы, аккомпанируя себе на различных музыкальных инструментах, или же просто отбивали музыкальный ритм руками. Титул хес - певец-музыкант часто встречается и в мужском жречестве. Так, некий «божественный отец» Падиамон, современник XXI династии, носил не только титул верховного певца бога Амона, но и почитался как «певец певцов перед Шу в его городе Фивы». Возглавлял весь храмовый хор и ансамбль имира хесиу - «управляющий хором» бога, исполнявший важные обязанности хорового дирижера. Хес и хесит участвовали как в важных религиозных обрядах, таких как выход божества, или шествие божественной процессии, так и во время погребальных церемоний. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась жрицей-певицей. Здесь она получала необходимое музыкальное образование, а также училась игре на музыкальных инструментах. Хесит исполняли божественные песнопения как хором и каноном, так и соло, в зависимости от мелодии.
Старшая хесит, видимо, обладала особенно красивым голосом, а, кроме того, зачастую была царской дочерью. Например, Меритамон, старшая дочь Рамсеса II и царицы Нефертари, не только была очень красива, но и имела титулы «Великая хенеретет Амона, играющая систром для Мут, менатом для Хатхор, прекрасная песнопениями для Хора». В каждом храме были и более узкие музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими потрясающими голосами и благочестием. В отличие от хесит, жрицы шемаит составляли ядро хора, никогда не становясь солистками, а уж тем более, за редким исключением, никогда не участвуя в особо сакральных эпизодах богослужения. Этот титул, появившийся с XVIII династии, давался женщинам из самых разных социальных групп населения, которые охотно оказывали ту или иную помощь храму в будничных делах или во время праздничных церемоний, когда огромному дому бога в Карнаке были особенно нужны лишние руки, и, таким образом, составляли вспомогательный светский персонал женского жречества. Вероятно, некоторые шемаит также могли получить право на краткий курс обучения в резиденции верховной жрицы - Супруги бога, для того чтобы получить необходимое представление о церемониях, в которых им предстояло участвовать, хотя основная их часть посещало лишь школу Карнака, где обучали только музыке. Склонность египтян к музыке сохранилась на протяжении всей их многовековой истории, и даже в музыке коптов, египтян-христиан, можно найти многое, несомненно, восходящее к древнему Египту. Известный русский церковный деятель Порфирий Успенский, интересовавшийся церковным пением коптов, отмечал, что оно не похоже ни на греческое, ни на армянское и что оно по большей части «держит только два рядовых тона (диез и настоящую ноту)… думать можно, что копты сохранили напевы своих предков и жрецов Осириса и Исиды и других божеств». Древнеегипетские музыкальные инструменты подразделяются на четыре основных типа: идиофоны, мембранофоны, духовые и струнные. Идиофоны - кастаньеты и систры, цимбалы и трещотки были тесно связаны с отправлением храмовых служб и ритуальными действиями. Мембранофоны - тамбурины и барабаны использовались как музыкантшами на пирах, так и солдатами во время военных действий; иногда барабан использовался и в религиозных процессиях. Древнейшим египетским духовым инструментом была флейта, иногда двойная; помимо нее встречались подобия гобоя и кларнета, и, наконец, мощные военные трубы, иногда серебряные и золотые, подобные тем, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Были известны три типа струнных инструментов: массивная, порой украшенная изображениями царя арфа, лютня и лира, которая, скорее всего, была заимствована из Азии.
Специальных знаков для музыкальной записи в Египте не существовало. Как и в ряде других стран древности в Египте была распространена хейрономия, т.е. специальная жестикуляция руками для выражения ритма и мелодии. Хейрономия была унаследована и музыкой коптов. Существовало несколько хейрономических серий. Одна из них лучше изучена, чем другие. О ней в обобщающем виде можно сказать следующее: основной тон обозначался рукой, большой и указательный пальцы которой были замкнуты в виде кольца; квинта выражалась вытянутой рукой, все пальцы которой вытянуты и сомкнуты. Промежуточные тоны передавались рукой, согнутой под разными углами, с таким же положением пальцев. К сожалению, в наши дни невозможно восстановить звуки и тональность египетской музыки; тем не менее, отечественный исследователь А. Мачинский пытался выяснить ее строй, измеряя длину струн на изображениях музыкальных инструментов и вычисляя средние отношения их струн. В итоге появилось предположение, что древнеегипетский музыкальный строй был близок к строю шотландской или китайской гаммы, причем первоначально, в эпоху Древнего царства он имел интервалы в целый тон, а позже, в Новом царстве входит в употребление, не вытесняя старый, музыкальный тон с полутоновыми интервалами. Из египетской литературы нам известны гимны богам и другие произведения, которые, вне всякого сомнения, пелись или произносились нараспев, например, любовные песни, песни, которые пели плакальщицы на похоронах. Но если мы прекрасно понимаем их словесное содержание, то их мелодии до нас не дошли.
Коростовцев М.А. Музыка в древнем Египте. // Культура древнего Египта. - М., 1976. Hickmann H. 45 siècles de musique dans l’Egypte ancienne. - Paris, 1956. Hickmann H. La Trompette dans l'Egypte ancienne. Supplement aux Annales du Service des Antiquities de l'Egypte. I. - Le Caire,1946. Manniche L. Ancient Egyptian Musical Instruments. Munchner Agyptologische Studien. 34. - Munich, 1975. Manniche L. Musical Instruments from the Tomb of Tutankhamun. - Oxford, 1976. Hickmann H. Musicologie pharaonique. - Kehl, 1956. Manniche L. Music and musicians in ancient Egypt. - London, 1991. Ziegler Ch. Les instruments de musique égyptiens au Musée du Louvre. - Paris, 1979.
Цит. по Солкин В.В. Музыка //Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
Не знаю, продается ли еще каталог Зиглер, но спросить можно. В принципе и ей самой можно написать. Несмотря на то, что многие годы она является главным хранителем египетской коллекции Лувра, дама она не снобистская и очень приятная. Если что, дам адрес.
Музыка играла большую роль в повседневной жизни древних египтян: как в светской, так и в религиозной. Первые изображения музыкантов сохранились уже на додинастических каменных палетках и сосудах. По росписям гробниц вельмож Нового царства хорошо известны изображения музыкантов и музыкантш, играющих на костяных кастаньетах и арфе, лютне и барабане. Большое количество музыкальных инструментов хранится в различных музейных собраниях. В одном из наставлений писцам говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте, сопровождать [игру на] лире и петь с музыкальным инструментом нехт». Таким образом, обучение музыке входило в программу школьного образования. Подобающее место ей отводилось и в культе, так как богослужение нередко сопровождалось музыкальным аккомпанементом и пением.
В эпоху Нового царства практически все знатные дамы Фив носили титул хесит - певицы или музыкантши бога Амона. Во время особенно торжественных богослужений, когда требовалось особенно много жриц и жрецов, они нараспев произносили молитвы, аккомпанируя себе на различных музыкальных инструментах, или же просто отбивали музыкальный ритм руками. Титул хес - певец-музыкант часто встречается и в мужском жречестве. Так, некий «божественный отец» Падиамон, современник XXI династии, носил не только титул верховного певца бога Амона, но и почитался как «певец певцов перед Шу в его городе Фивы». Возглавлял весь храмовый хор и ансамбль имира хесиу - «управляющий хором» бога, исполнявший важные обязанности хорового дирижера. Хес и хесит участвовали как в важных религиозных обрядах, таких как выход божества, или шествие божественной процессии, так и во время погребальных церемоний. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась жрицей-певицей. Здесь она получала необходимое музыкальное образование, а также училась игре на музыкальных инструментах. Хесит исполняли божественные песнопения как хором и каноном, так и соло, в зависимости от мелодии.
Продолжение в следующем комментарии...
Reply
В отличие от хесит, жрицы шемаит составляли ядро хора, никогда не становясь солистками, а уж тем более, за редким исключением, никогда не участвуя в особо сакральных эпизодах богослужения. Этот титул, появившийся с XVIII династии, давался женщинам из самых разных социальных групп населения, которые охотно оказывали ту или иную помощь храму в будничных делах или во время праздничных церемоний, когда огромному дому бога в Карнаке были особенно нужны лишние руки, и, таким образом, составляли вспомогательный светский персонал женского жречества. Вероятно, некоторые шемаит также могли получить право на краткий курс обучения в резиденции верховной жрицы - Супруги бога, для того чтобы получить необходимое представление о церемониях, в которых им предстояло участвовать, хотя основная их часть посещало лишь школу Карнака, где обучали только музыке.
Склонность египтян к музыке сохранилась на протяжении всей их многовековой истории, и даже в музыке коптов, египтян-христиан, можно найти многое, несомненно, восходящее к древнему Египту. Известный русский церковный деятель Порфирий Успенский, интересовавшийся церковным пением коптов, отмечал, что оно не похоже ни на греческое, ни на армянское и что оно по большей части «держит только два рядовых тона (диез и настоящую ноту)… думать можно, что копты сохранили напевы своих предков и жрецов Осириса и Исиды и других божеств».
Древнеегипетские музыкальные инструменты подразделяются на четыре основных типа: идиофоны, мембранофоны, духовые и струнные. Идиофоны - кастаньеты и систры, цимбалы и трещотки были тесно связаны с отправлением храмовых служб и ритуальными действиями. Мембранофоны - тамбурины и барабаны использовались как музыкантшами на пирах, так и солдатами во время военных действий; иногда барабан использовался и в религиозных процессиях. Древнейшим египетским духовым инструментом была флейта, иногда двойная; помимо нее встречались подобия гобоя и кларнета, и, наконец, мощные военные трубы, иногда серебряные и золотые, подобные тем, что были найдены в гробнице Тутанхамона. Были известны три типа струнных инструментов: массивная, порой украшенная изображениями царя арфа, лютня и лира, которая, скорее всего, была заимствована из Азии.
Reply
Из египетской литературы нам известны гимны богам и другие произведения, которые, вне всякого сомнения, пелись или произносились нараспев, например, любовные песни, песни, которые пели плакальщицы на похоронах. Но если мы прекрасно понимаем их словесное содержание, то их мелодии до нас не дошли.
Коростовцев М.А. Музыка в древнем Египте. // Культура древнего Египта. - М., 1976.
Hickmann H. 45 siècles de musique dans l’Egypte ancienne. - Paris, 1956.
Hickmann H. La Trompette dans l'Egypte ancienne. Supplement aux Annales du Service des Antiquities de l'Egypte. I. - Le Caire,1946.
Manniche L. Ancient Egyptian Musical Instruments. Munchner Agyptologische Studien. 34. - Munich, 1975.
Manniche L. Musical Instruments from the Tomb of Tutankhamun. - Oxford, 1976.
Hickmann H. Musicologie pharaonique. - Kehl, 1956.
Manniche L. Music and musicians in ancient Egypt. - London, 1991.
Ziegler Ch. Les instruments de musique égyptiens au Musée du Louvre. - Paris, 1979.
Цит. по Солкин В.В. Музыка //Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
Reply
http://www.bubastis.be/dico/sistre.html
надо будет спросить в букинистическом магазине Лувра каталог Кристьяны Циглер
СПАСИБО, Виктор!
Reply
Да-да, это именно названия систров.
Не знаю, продается ли еще каталог Зиглер, но спросить можно. В принципе и ей самой можно написать. Несмотря на то, что многие годы она является главным хранителем египетской коллекции Лувра, дама она не снобистская и очень приятная. Если что, дам адрес.
Reply
каталог на "amazon. fr" есть. но мне хотелось бы сначала взглянуть на него.
значит, правильно Зиглер?
фамилия, вроде, немецкая: Ziegler
Reply
Leave a comment