«Явление красот Мут»

Nov 15, 2007 18:56



Мут, госпожа Ишеру.
Один из моих самых любимых египетских памятников.

Луксор, Музей египетского искусства.
Алебастр, фрагменты росписи. Высота 248 см.
Новое царство, XIX династия. 13 в. до н. э

В 1989 году в процессе реставрации колоннад двора Аменхотепа III в Луксорском храме были подняты полы храма для укрепления фундамента сооружения. В северо-западном углу двора был обнаружен тайник с превосходными статуями божеств, которые некогда украшали храм и были спрятаны от вандалов в годы угасания древнеегипетской цивилизации. Среди памятников особое место по уровню исполнения занимает поврежденная диада Амона, владыки Луксора и его супруги Мут.


Божественная чета, в облике которой были запечатлены фараон Рамсес II с одной из своих супруг, выполнена из полупрозрачного алебастра, поверхность которого в нескольких местах сохранила элементы раскраски. К сожалению, фигура Амона была сильно повреждена еще в древности, - сохранилась лишь ее нижняя часть; к счастью фигура богини, наоборот, практически не пострадала и дошла до нашего времени в первозданном облике.

Мут, супруга Амона и мать лунного бога Хонсу, издревле почитавшаяся в Фивах, изображена в облике небесной царицы, облаченной в длинное узкое платье, в головном уборе в виде крыльев золотого грифа, увенчанного па-схемти - двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. На груди Мут - широкое ожерелье усех, символизирующее собой солнечное сияние. Одна рука богини покоится на коленях, второй она нежно обнимает супруга. С непревзойденной тонкостью и изяществом выполнено поражающее своей красотой лицо богини, тонкие пальцы рук, детали головного убора; все это позволяет по праву считать памятник одним из шедевров египетского искусства.



Имя фараона Рамсеса II, по приказу которого была выполнена чета великих фиванских божеств, сохранилось в надписях на престолах Амона и Мут. Тексты называют Рамсеса возлюбленным «Амоном, владыкой неба, господином Фив» и «Мут, владычицей Ишеру». Поврежденная надпись около головы богини также именует ее «госпожой Ишеру» - ее священного озера в Карнаке и «владычицей неба и Обеих земель». Задняя часть скульптурной группы покрыта выписанной четыре раза титулатурой Рамсеса II.

Подобно Исиде и Хатхор, Мут почиталась, прежде всего, как небесная мать царя, кормящая его своим божественным молоком. Сохранилось большое количество амулетов, изображающей богиню сидящей на престоле и дающей грудь царственному младенцу. Но если Хатхор это созидательная энергия и основной принцип жизни вселенной, то Мут - вселенский порядок, установленный в предвечные времена и персонифицированный понятием царственности и законности. Хатхор вызывает желание жизни, а Мут хранит новую жизнь; обе богини являют собой нерасторжимое единство «двух матерей», которые стоят у истоков зачатия и рождения новой жизни, паводка Нила, вселенского благополучия, обновления созидательных сил вселенной, и, наконец, подносят новорожденного царя к вселенскому престолу его отца Амона-Ра.



Рамсес II, совершающий жертвоприношение перед Амоном и Мут. Карнак, рельеф на стене гипостильного зала храма Амона.

В эпоху Нового царства широкую известность имел оракул богини Мут в Ишеру (Карнак), к которому цари прибегали при решении важных государственных вопросов; в частности, именно согласно волеизъявлению оракула богини при XXI династии в Фивах были перезахоронены останки многих фараонов XVIII - XX династий, скрытые жрецами в тайнике в скалах Дейр эль-Бахри. В яростном облике Мут часто отождествлялась с львиноголовой богиней Сехмет, статуями которой был украшен во время правления фараона Аменхотепа III храм богини Мут в Ишеру, который был когда-то жемчужиной египетского храмового зодчества.



Карнак. Храм Мут и озеро Ишеру.

Как дочь солнечного божества, его Око, Мут также отождествлялась и с Тефнут и считалась одним из воплощений грозной и, одновременно, милостивой богини, поддерживающий вселенский миропорядок. В Гелиополе и Карнаке богиня Мут повелевала «великими печами», в которых сжигались магические статуэтки врагов и недоброжелателей Египта, а также, вероятно, люди, совершившие преступления сакрального толка. Иногда Мут изображалась в своей триумфальной андрогинной форме - в виде женщины с тремя головами - львицы в короне шути, женщины в короне па-схемти и самки коршуна в короне дешрет; при этом богиня имеет львиные лапы, крылья и фаллос.

Сопроводительные тексты именуют ее «Мут-Исида-Нехбет, мать великая, владычица» и говорят о ней как о великой защитнице. «Книга мертвых» (гл. 164) упоминает гимн-заклинание, с которым следовало обращаться к такой ипостаси богини: «Произносить слова (над образом) Мут с тремя ликами; первый (лик) - это Пахет в короне из перьев; второй лик - (это) Паит в двойной короне; третий лик - лик грифа в короне из перьев; (у нее) фаллос, два крыла и когти львиные; изображена краской из мирры и порошка уаджет, смешанными с охрой на льняной пелене. Перед ней стоит карлик, и другой - позади нее...»



Мут. Фрагмент скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет в образах Амона и Мут. Из Карнака. Известняк. XVIII династия. Каир, Египетский музей.

Далее текст утверждает, что этот ритуал, посвященный Мут, поможет обрести умершему божественность и победить смерть. В каждом египетском храме были музыкальные ансамбли, в которые входили только жрицы высокого ранга, одновременно бывшие профессиональными певицами, допущенные к участию в богослужении внутри святилища. Источники Нового царства с особым почтением упоминают фиванский хор богини Мут, госпожи Ишеру, жрицы которого были известны по всему Египту своими голосами и благочестием.



Фараон в сопровождении жриц-музыкантш умиротворяющий Мут и Сехмет. Рельеф стены храма Мут. Птолемеи.

«Супруги бога» или верховные жрицы храма Амона в Карнаке в эпоху III Переходного периода считались земными воплощениями богини и носили эпитеты «явление красот Мут», «повелительница красотами Мут», «владычица красот Мут, око Ра».

Литература по культу богини:

Fazzini R., Peck W. The Precinct of Mut during Dynasty XXV and early XXVI. // JSSEA 11 (1981), pp. 120-125.
Naguib S.-A. Le Clergé Féminin d’Amon Thébain à la 21e Dynastie. - Leuven, 1990.
Te Velde H. Mut, the eye of Re. // Akten München 1985, III. - Hambourg, 1989, pp. 395-403.
Te Velde H. The cat as sacred animal of the goddess Mut. // Studies in Egyptian religion dedicated to Professor Jan Zandee. - Leiden, 1982, pp. 127-37.
Te Velde H. Towards a minimal definition of the goddess Mut. // JEOL, 8/26 (1979-1980), pp. 3-9.
Troy L. Patterns of Queenship in ancient Egyptian myth and history. - Uppsala, 1986.

Маргарет Бенсон, археолог, первая начавшая систематические раскопки храма Мут - http://www.archaeology.org/online/features/benson/index.html

боги

Previous post Next post
Up