Воскресная литургическая зарисовка

Oct 21, 2012 22:39

Заканчивается литургия, долгая, скучная, со всеми прелестями чистого ритуализма в ущерб смыслу. Отец настоятель храма выходит на отпуст и говорит: "Братия и сестры, о. Кирилл только что вернулся с Афона. Давайте попросим его рассказать нам вкратце свои впечатления о поездке." О. Кирилл, второй священник, выходит на амвон и начинает говорить. Я ( Read more... )

Leave a comment

Comments 17

thapsinos October 22 2012, 03:36:05 UTC
"категорически возражают и против произнесения проповеди после причастия" - Деян 20.7-11: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно"

Reply

victor_vlad October 22 2012, 07:16:17 UTC
Не стоя они и не после 2-часового стояния "беседовали довольно." Рядом с церковью есть принадлежащая храму комната в соседнем доме (ее трапезной называют обычно). Туда можно было бы перейти и беседовать. Я бы это и посоветовал.

Если наша нынешняя литургия (весь ее порядок) выглядит также, как преломление хлеба апостолом Павлом, то вопрос о том, когда беседовать об Афоне и произносить проповедь - до евхаристического канона или после него, перед отпустом - вообще снимается.

Reply

andrei_platonov October 22 2012, 07:17:03 UTC
Здравствуйте!
Мне вообще трудно судить, где должна быть проповедь. И должна ли она быть непременно. Даже не помню, когда говорил о. Виталий Боровой свои замечательные проповеди. Кажется,все-таки после Евангельского чтения. А в остальных случаях, чаще всего, проповеди оставляют самое тягостное ощущение. Длинная проповедь после Евангельского чтения тоже чаще всего томительна.
Но, по-моему, Ваше очень интересное напоминание прямым указанием тут быть не может. Слишком сильно отличались первохристианские агапические евхаристические трапезы от наших литургий. Да еще и особенность апостольского служения. Да еще и принципиальное отличие учительной проповеди от благочестивых путевых впечатлений. У о. Виталия были именно учительные проповеди.

Reply

victor_vlad October 22 2012, 07:22:22 UTC
Спасибо, Андрей. Пару минут назад, я примерно то же, хотя и не так развернуто и ясно, как ты, ответил уважаемому комментатору.

Reply


odziy October 22 2012, 07:47:45 UTC
Абсолютное большинство православных не догадывается о Евхаристическом Каноне и, по сути, Литуригия это такое полупонятное поповское колдунство, на котором батюшки им варганят волшебныю еду.
Поэтому данное развлечение, уверен, было принято с большой благодарностью.
У меня, когда я ещё посещал храмовую Литургию, было полное ощущение, что я в лесу.

Reply

victor_vlad October 22 2012, 07:54:44 UTC
Думаю, что да, с благодарностью. Но она была бы еще большей, если бы отцы и их слушатели перешли в принадлежащую храму квартиру в соседнем доме. Там за чаем афонские рассказы были бы вполне на своем месте.

Reply


triponaciy October 22 2012, 11:54:13 UTC
Лично я, когда нет возможности ( а она бывает крайне редко) заменить проповедь на обсуждение апостола и евангелия , произношу её на отпусте, таки. Люди имеют возможность хотя бы услышать текст апостола иили евангелия и что-то запомнить, о чём-то подумать после службы. Это не лучший вариант, понимаю...но и другие на обычной традиционной литургии в обычном храме - не лучше. Об Афоне - да, лучше за чаем.
А вообще лучше с Афона , всяких тем, чтений, обсуждений начинать, а заканчивать , венчать всё евхаристией, как это у апостолов и было))). Может, не всегда, но очень бы хотелось, чтоб такая легальная возможность была.

Reply

victor_vlad October 22 2012, 13:20:26 UTC
Я тебя понимаю: это зависит от конкретных условий, и они, как правило, не идеальные. В моем предыдущем приходе проповедь тоже произносилась на отпусте, но литургия длилась 1.15-полтора часа максимум и была динамичной. (Думаю, священник ее здорово сокращал, но прихожане и не жаждали "полной" службы.) Там это как-то компенсировало несовершенство места произнесения проповеди ( ... )

Reply

victor_vlad October 22 2012, 13:32:28 UTC
В Америке, да и кое-где в Зап Европе, у православных есть практика coffee hours (кофепития) после литургии - идеальное место для решения практических вопросов и благочестивых разговоров. Там эти послелитургические посиделки сами собой разумеются, и прихожане их сами же организовывают. В России препятствия начинаются с того, что редко где есть трапезная при церкви или приходской дом. Да и не всегда и у прихожан, и у клира есть потребность в таком общении.

Reply

aisergey October 23 2012, 06:52:03 UTC
К сожалению, у нас и храмовые посиделки не оживляют действительность. Строгая субординация и отсутствие общего дела и эти посиделки превращают в ритуал.

Reply


ursusanglicanus October 22 2012, 18:43:13 UTC
If your kinds stuck it our reasonably patiently for 2 hours standing, then congratulations.

Reply

victor_vlad October 22 2012, 19:13:26 UTC
I have to disappoint you, but I won't dwell into details. I wouldn't like to create in my kids' mind the image of the church as something extremely boring since I wish them to stay in the church, not to avoid her.

Reply


Ссылки церковные livejournal November 12 2012, 22:09:40 UTC
Пользователь tapirr сослался на вашу запись в записи « Ссылки церковные» в контексте: [...] http://victor-vlad.livejournal.com/22507.html [...]

Reply


Leave a comment

Up