"IIΙ-й век был для христианства в Римской империи эпохой роста. Христианство крепло. [...] Как можно объяснить этот рост? В конечном итоге, он был, конечно, результатом внутренней жизненной силы христианства и сверхестественного происхождения Церкви. Но какие средства находились в распоряжении Церкви, чтобы явить эту жизненную силу и воспользоваться ею? Мы можем представить себе некую кипучую пропагандистскую деятельность Церкви. Мы можем вообразить клир, с большой самоотдачей посвящающий себя миссионерству среди язычников. Но если мы заглянем в "Церковное предание" Ипполита Римского, то получим совсем иной, удивительный ответ.
Вся вторая часть этого произведения (что составляет около трети его) посвящена приему новых христиан; в ней рассматривается катехуменат и крещение. Но здесь нет ни слова ни о пропаганде, ни о миссионерских предприятиях, ни о послаблениях для новообращенных.
Напротив, тут перечисляется множество условий, которые должны быть выполнены прежде, чем даже начнется обучение кандидата. Складывается впечатление, что Церковь огораживает себя стенами и барьерами, затрудняя приход язычников. И тем не менее христианство ширится [...].
Вот доказательство высочайшей репутации христианских общин того времени. [...] Каждый настоящий христианин, будь он торговец, раб или человек образованный, миссионерствовал своим примером и каждодневным поведением. Церковь, таким образом, могла позволить себе быть строгой в отношении условий, которые она выдвигала к тем, кто желал вступить в ее ограду. И эта строгость и высота требований только увеличивали притягательность Церкви."
Йозеф Юнгманн, "Древняя литургия"