Фотографы и ООПТ. Питерские тезисы

Mar 15, 2017 20:29




Осторожно, много букв!
В Санкт-Петербурге закончились дни природной фотографии, традиционно, уже в третий раз проходившие в рамках большого городского фестиваля. Традиция там действительно сложилась крепкая. Одновременно в разных местах города, от исторического здания РГО до зоопарка (уличная выставка здесь еще только откроется, когда по погоде прихлынут посетители), открылось и открывается семь (!) выставок питерских диких фотографов и их гостей. Пара выделенных дней (11-12 марта) была посвящена встрече фотографов, зрителей и других заинтересованных лиц в главном зале РГО. Несколько сумбурно там выступив, представлю ниже в более спокойном формате несколько основных тезисов по теме, обсуждение которой довольно часто возобновляется на разных площадках - про возможности взаимодействия фотографов дикой природы с ООПТ разного чина, ранга и формата.


Но для начала необходимые еще слова. Всё это дело фестивальное не на пустом месте возникло. Санкт-Петербургский Клуб фотоохотников ЛООиР - старейшая наша организация диких фотографов, уверенно и без остановки перешагнувшая за свои 50 лет. Они всё и сотворили, притянув на свою сторону администрацию области, местное отделение РГО, Дирекцию особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга и хороший набор спонсоров. Кроме исторического бэкграунда есть и сопровождающий личностный фактор. Успеху дела уже много лет и во многом способствует неугомонность и тяглово-таранные способности Сергея Кузнецова и сложившегося ядра клуба - Валерия Шишенкова, Константина Шатенева и… пусть простят питерские коллеги, но, перечисляя дальше, явно кого-то незаслуженно пропущу, так что ограничусь самыми старыми своими друзьями в списке. Надеюсь, не промахнулся. И это не только необходимые для любезности слова, они нас и к теме подводят. Именно доказанная временем организованность и профессиональность клуба помогает ему работать с близкими ООПТ, потому что те естественным образом прошли этап сомнения - что это за люди, умеют ли они, не навредничают ли птичкам и зверькам. Доказано делом и временем - люди хорошие, умеют, не навредничают и организованы, то есть понятно, с кем договариваться и кто берет на себя ответственность. Кстати, не только про заповедную систему речь. Отдельно можно говорить и об охотниках (клуб существует при обществе охотников и рыболовов), и о других организациях, ответственных за интересные территории (лучший пример - выступление и предложения Михаила Скрипкина, руководителя издательского отдела Соловецкого монастыря).

А теперь к делу, заранее оговорив своё право на неполноценность. Разнообразие возможных ситуаций при общении фотографов с ООПТ, самих этих ООПТ (от острова Врангеля до Терлецкого парка г. Москвы), самих этих фотографов (от победителей фотоконкурсов высшего мирового класса до начинающих бердвотчеров) предполагает недоступные для меня трудозатраты на попытки представить исчерпывающую картину (да и при наличии времени явно не тяну на полную достоверную информированность о наших реалиях). Хорошая отмаза, чтобы не писать ничего, но мешает одна заноза в одном месте, так что повторюсь во многом и в удивлении, что приходится повторяться в очевидном.

Упрощая, буду выпячивать наиболее частые стандартные ситуации. На первой картинке, например, нет самой естественной ситуации, во многом реализованной много где в мире. Если у нацпарка есть инфраструктура и интересный товар (услуги), фотограф может изучить прейскурант и этот товар купить, если соотношение цена-качество выглядит для него привлекательно. Редкая ситуация, потому что мало какое ООПТ готово сделать интересное для фотографа предложение. Есть, конечно, примеры. Кроноцкий заповедник - пожалуйста, все известно, медведи вам гарантированы, творите. Входной билет где-то тысяч 70 (поправьте, если сильно не так). Желающих много и со всего мира, творят в свое удовольствие.

Встречная ситуация: заповедник или какая другая институция из каких-то своих соображений желает купить эксклюзивный качественный товар, или безымянный, или уже от славного в мире фотографа. Покупает по эксклюзивной договорной цене. Здесь нет проблем, но такие ситуации реализуются еще не так часто. Со стороны принимающей есть проблема доступности того животного мира, который в справочнике парка или заповедника прописан как присутствующий. И есть множество несуразностей и непонятностей. Вот ****ий заповедник. Вполне понятна и привлекательна первая информация - 300 рублей в сутки с человека. Не 1 евро, конечно, как на польской территории Беловежской пущи, но и не 250 то ли евро, то ли долларов за посещение единственной точки на стороне белорусской. Но дальше наслаждайтесь и оценивайте. «Проведение профессиональной фотосъемки на территории заповедника - 10 000 рублей за одну камеру в сутки». За одну, Карл! Сколько у тебя тушек в рюкзаке? За видеосъемку тот же ценник, без уточнения - что делать с видео, снятом в разрешении 4К на фотокамеру. Естественно, без уточнения, что там понимают под словом «профессиональная съемка». Я вот пенсионер, у меня профессии фотограф и до пенсии не было, можно ли мне мимо этого пункта? Или без штатива можно, а с ним нельзя? Ладно, дальше сами можете выдумывать естественные смехунчики. Деньги - дело наживное, у кого-то они есть. Рынок. Предложение, спрос. Вопрос - что мне за те 10 тыщ руб предлагают? Что предлагает Ласси на финско-русской границе чуть подороже, я знаю. А здесь что? Подкормили медведей, туров, волков, орлов, они меня ждут? Не знаю, сомневаюсь, если кто в курсе - подскажите. (Послал уточняющий запрос. Может, то только к официальным командировочным центральных газет и каналов относится, поэтому звездочками до времени замарал название, хотя для многих то не секрет.)

Иногда предлагают на нынешнем этапе помочь природоохранной системе самым простым способом. Если ты фотограф - плати за вход 5 тр в день, и все будет хорошо. И пока мы по 5 тр платим, разовьется система массового экотуризма и все будет еще лучше. Комментариев не будет.

Итак, заглавная схема относится не к редким примерам настроенного спроса-предложения, а к ситуациям ad hoc, для каждого конкретного случая, но таким, когда хоть какие встречные стрелки наблюдаются. И фотографы хотят (они всегда чего-то хотят), и ООПТ тоже.
Желание фотографа - это не только страсть к самовыражению (некоторые используют термин тщестлавие, сравнивая неправильных диких фотографов с правильными природоохранными), но и возникающая у многих со временем потребность в расширении формата съемки (от карточки к проекту) и в некоторой социализации (взрослый дядька, лежа в болоте, хочет, чтобы оно с пользой для общества лежалось, и картинки чтобы больше смотрели, от чего общество хоть малой толикой облагородится, и с пользой для защиты природы).
Желание ООПТ, как я себе могу представить, - это и обновление фото-видео контента по своей территории, и понятный хоть в чем-то переход на новые направления деятельности. Условно называю это ребрендинг. Часто в общении (да и в Питере прозвучало) это так формулируется: «Раньше мы защищали природу, а теперь должны водить туристов». Оно сильное упрощение, но что-то велят сверху делать, так хотя бы что-то понятное самим надо делать.

Как только сошлись стрелочки разнонаправленные, можно начинать работу. Подробнее ниже, как они сходятся рядом (первая и вторая сверху). А третий случай, где двух стрелок не хватает, а нужны и совсем другие люди и организации, это дело отдельное. Имеются в виду многосторонние проекты по реализации продвинутых экотуристических схем для конкретного ООПТ и прилегающих территорий. Здесь и биологи должны «события» готовить для будущих посетителей, и инвесторы сопутствующей инфраструктуры привлекаться, и много кто еще. Фотографы не на главных ролях, особо и не нужны. Так, для отдела рекламы и маркетинга при выводе продукта на рынок. Единственный известный мне пример такого типа - текущий проект под руководством Валерия Мосейкина в Дагестане. Про эту тему он много пишет, рекомендую для ознакомления.

02



Так что хорошего фотографу при встречном интересе со стороны ООПТ? Перечислил кратко. К браконьерам отношу и охотников (не повторяйте одну и ту же песню, про разных охотников, но вне зоны ограничений пуляют во все стороны без удержу). Фотографу, нацеленному на серьезную проектную работу, нужна определенность с местом и организацией съемки, даже если зверь шуганный и тот же самый, что ходит на свой страх и риск вне границ ООПТ. Редкого скрытного зверя я лучше буду выслеживать в местах ограниченного доступа, чтобы в самый интересный момент не шмальнул кто над ухом или не привез шумное семейство на шашлыки.

Особо привлекательны живые рабочие контакты с сотрудниками, инспекторами и другими. По опыту при всех российских трудностях и несуразностях живые люди на земле бывают чудо, как хороши. Их, правда, приходится и готовить для совместной работы. Например, приучать к тому простому факту, что от промелькнувшего где-то вдали в кустах лося до его презентационного портрета довольно далеко. Прекрасно понимают и сами потом оценивают, какая оперативная информация фотографу первым делом интересна.

Кстати, пора сказать, что презентационный материал для своего доклада в Питере я взял от десяти участников длящегося уже год проекта подготовки качественного собственного фотобанка национального парка «Плещеево озеро». Оттуда же и многие примеры успехов и неудач, которые, скорее всего, и в других местах проявятся.

03



По специфике плакатного жанра очень условно, всякий пункт подлежит при желании расшифровке и уточнению. Главное, чтобы у ООПТ было желание что-то сделать, в чем могут помочь фотографы или видюшники. Здесь разброс очень большой. Например, группа Байкальских ООПТ обустроила в интересное время экспедиции по своей территории, куда пригласила фотографов, но не любых, а отбирая их по портфолио. СФДП не успел поучаствовать в том содержательно. Проинформировали своих просто. Но ясно, что подготовку таких команд под конкретную задачу можно было бы провести загодя с хорошим результатом на выходе.

Есть предложения от некоторых заповедников на длительную работу по большому списку видов, но подготовка рабочих групп - очень непростой и длительный процесс. Главное - приглашают не туристов, а готовых к выдаче качественного результата профессионалов (не по записи в трудовой книжке оценивая профессионализм). Противники доступа договорных фотографов в заповедники (самый жесткий режим допуска) не делают разницы между ними и покупателями турпутевок с фотоаппаратом. Печника на кордон почему-то можно пригласить, так ведь фотограф тоже дело делает.
Уточнение: Союз фотографов дикой природы - не профсоюз квалифицированных фотографов. У нас свои внутренние задачи учебы и роста кадров тоже есть. Поэтому в группы планируется включать и тех, кто только начинает дикой фотографией заниматься, но разделяет все уставные положения и цели Союза. Пусть учатся, работая со старшими. И с этим придется смириться, так как мы ценник не выкатываем, соответствующий мировому, то есть и на сопутствующие бонусы рассчитываем, не только для Союза, но и для живых участников персонально.

Отмечая на этом слайде Бюджет, ссылаюсь на выигрышность бартера в условиях безденежья. Мне даже сложно бывает обсуждать с людьми от земли разный там мировой опыт и прелести экотуризма, когда с ноября по февраль у них финансирования нет. Не то, что на ГСМ, но и на зарплаты тоже.
СФДП как надежный партнер - оно, надеюсь, со временем подтвердится. Пока допустим, что вариант надежной организованной группы существует, хоть с Союзом, хоть вне его.
«Быстрый первый результат» - это, конечно, условно. Но если вдруг специально не делался контент на собственной территории, действительно хоть что-то появляется быстро, с чего хоть кружки и майки печатай.

И еще необходимое уточнение. Существующую практику оказания услуг туристам при разумных утвержденных правилами ценах вполне можно использовать для упаковки начальной стадии общения СФДП с ООПТ. Какие-то отдельные привилегии вполне можно включать для таких групп, про которые у принимающей стороны есть уверенность в «благонадежности» (в части опыта, осторожного обращения с окружающей средой и понятности мотивирования).

04



Стандартный состав проекта, который мог бы заинтересовать ООПТ. В частных случаях какие-то отдельные виды могут оговариваться специально. По поводу культуры и архитектуры - это мы однажды погорячились, но что делать, придется доделывать, привлекая к тому соответствующие человечьи ресурсы.

И с этими же вопросами тесно связываются, как получается, всякие внутренние движения активных диких фотографов. В частности, работа в группе, где каждый берет на себя некоторые обязательства, пусть и не строго формализованные, удобна для организации собственных проектов и во многом им способствует

05



Мне приятнее всего было почуять смещение критериев успеха, когда ускальзывающий сюжет не тебе лично, но кому-то из группы, удается поймать за хвост.

Если вдруг этот текст привлечет внимание «принимающей» стороны, уточню, что СФДП находится в стадии начального роста. Хотя нас 102 (может, уже больше) из 23-х субъектов РФ, многие далекие от Москвы по делу уважаемые коллеги пока выжидают. Оно понять можно. А там ресурс огромный. Так что по первому звонку, оно вряд ли получится что сорганизовать, но начинать-то нужно.

И возвращаясь к Питерскому фестивалю, с которого начал, дополню, что эти дни дикой фотографии очень мне понравились разнообразием тематики, живостью дискуссии в зале и в кулуарах, контактами со старыми знакомыми, новыми связями, информацией из первых рук и много чем еще. Еще раз благодарность питерскому клубу, это дело поднявшему.

В публикации использованы монтажи на основе фотографий Олега Сидорова, Юрия Соколкова, Виктора Тяхта и еще, кажется, кого-то из наших людей, кто явно не обидится, если я потом его вставлю в список. Олег Сидоров претендует также на позицию рекламного лица СФДП, о чем он пока не предупрежден.

СФДП, фотоанималистика

Previous post Next post
Up