А смысл?

Oct 26, 2007 15:34

Сила режима во многом определяется тем, что ему удается управлять самым важным - механизмом удержания смыслов в общественном сознании. А именно: выдавать многие мерзости и подлости реального положения вещей и состояния общественно-государственных институтов за якобы "белые и пушистые", упаковывая это все в оболочку "суверенной демократии". Казалось бы, большинство людей знают, что суды в России - это вовсе не суды в цивилизованном понимании этого слова, что парламент российский не место для дискуссий, что российский президент в действительности - это отнюдь не просвещенный монарх и т.п. Но практически все продолжают относиться к этим общественным институтам именно по названию, по выданному им режимом паспорту, а не по реальному положению. И происходит это, в значительной мере, именно потому, что мы продолжаем использовать для этих бутафорских образований настоящими именами. Происходит своеобразная социально-политическая мимикрия, которая весьма эффективна, поскольку позволяет манипулировать не только сознанием, но и поведением большинства граждан.

Важнейшим инструментом противостояния режиму в такой ситуации является весьма простое правило из разряда знаменитого солженицинского "жить не по лжи": надо просто называть вещи своими именами. Сам я следую этому правилу очень давно и неукоснительно. Около двух лет тому назад я внедрил это требование в редакционную технологию своего маленького информационного агентства. Везде, где только представляется возможность, пытаюсь убедить коллег-журналистов в публикациях использовать более точные формулировки вида "так называемый парламент" или "органы, отдаленно напоминающие правоохранительные"... Но пока последователей маловато.

А недавно я придумал, что эффективнее будет все-таки вводить новые слова, более точно отражающие суть нынешних институтов. Один из первых неологизмов я уже использовал на практике при подготовке актуальной новости про открытие сезона "предвыборных ультматумов". Отныне я буду именовать все российские структуры, напоминающие правоохранительные, не иначе как ... подлоохранительные. Призываю всех последовать моему примеру - как в продвижении этой идеи, уже найденных удачных формулировок, так и в их генерировании.

лингвистика, политика, политическая мимикрия, свои имена

Previous post Next post
Up