Химическая атака на Омск. Уточнение версии

Mar 30, 2017 14:28

Давно хотел написать важное уточнение к нашей основной версии об источнике и характере «химической атаки на Омск» в марте 2017 года.




Дело в том, что в самом первом варианте этой версии, выдвинутой моей коллегой еще 16 марта, по первым прикидкам «народного мониторинга», предполагалось, что сформировавшееся недалеко от источника выбросов или утечки облако паров этилмеркаптана сначала стекало к Иртышу, а затем северо-западным ветром уже накрывало Омск. Неделей спустя именно в таком варианте эту версию изложил наш анонимный комментатор при обсуждении этого поста. Я тогда этот вариант сходу отмел по двум причинам: во-первых, в нем была какая-то уж слишком замысловатая конфигурация движения шлейфа от источника, во-вторых, было не очень понятно, как довольно плотное облако преодолело бы достаточно крутой подъем, чтобы от уровня Иртыша подняться до пл. Лицкевича. Версия со свободным растеканием «не билась» и с отсутствовавшими данными о фиксации запаха в районе ОНПЗ и Николаевки. Именно это натолкнуло на вариант с гейзерообразным испарением, формированием облака на достаточной высоте, его переносом ветром на несколько километров.

Но сейчас, думаю, вполне можно и отказаться от необходимости этих дополнений. Потому что отсутствие у нас многочисленных фактов обнаружения запаха в районе ОНПЗ и Николаевки может быть вызвано лишь тем, что эта информация до нас не дошла. Прежде всего, потому что люди в том районе воспринимают неприятный запах как нечто обычное, не стоящее особых волнений и, тем более, паники. Но в эти дни мы получили несколько подтверждений того, что сильный запах в районе Николаевки ощущался не только в период с 10 по 22 марта, но и за несколько дней до этого (с 7 по 9 марта), когда ветер был других направлений, более слабый, и облако могло просто расползаться или, наоборот, группироваться в том районе, в ожидании начала «химической атаки на Омск» при подходящем северо-западном ветре с ночи 10 марта. (Обратите внимание на красную точку в районе Николаевки, на изменение ветра 9-10 марта и на характерный сдвиг вправо шлейфа за 10 марта). К тому же появились и первые сообщения о том, что и на территории ОНПЗ таки этот запах в эти дни ощущался...

И еще одно важное дополнение, к которому мы пришли в результате нескольких экспедиций в рамках продолжающегося «народного мониторинга». Точки обнаружения запаха не всегда лежат строго по направлению ветра от источника, потому что они могут предварительно накапливаться в различных естественных и искусственных неровностях (лощинах, ямах, между сооружениями и внутри них), а затем выдуваться усилившимся ветром.

В общем, как я сразу и говорил, для описания всех деталей, характерных для «химической атаки», необходимо строить очень сложную модель, способную учесть огромное количество факторов, включая физико-химические свойства многих веществ и их сочетаний, географические, природно-климатические и даже социально-психологические факторы. Но в грубом приближении наша исходная версия в сочетании с результатами «народного мониторинга» и использовании метода «пересечения шлейфов» дает на сегодняшний день единственную достаточно полную, непротиворечивую и обладающую высокой доказательной способностью версию «химической атаки».

P.S. Напоминаю, что мы первыми предположили, что источник находится в районе буферных прудов (или «очистных», как их обычно называют). При этом версия, вброшенная и.о. начальника Росприроднадзора г-ном Ереминым, по которой якобы это именно сами буферные пруды ОНПЗ, выглядела и выглядит сейчас малообоснованной. Поэтому, с учетом и других обстоятельств, наиболее вероятным местом, где нужно искать источник, является полигон промотходов завода СК (или «Омский каучук»), к которому до сих пор нет доступа ни у одного независимого расследователя...

химическая атака, ОНПЗ, Омск, аналитика, экология

Previous post Next post
Up