Кинематограф в Вичуге и Вичуга в кинематографе

May 16, 2016 14:26


Столетие кинематографа в Вичуге

Первые достоверные свидетельства о существовании кинематографа в Вичуге относятся к 1916 году. В этом году в Москве был издан всеобъемлющий справочник «Вся кинематография», в котором перечислены почти все известные российские кинотеатры. В Новой Вичуге Костромской губ. значился кинотеатр «Лучъ» А.М. Колпакова.




Об этом кинотеатре есть ещё одно свидетельство. В дневнике Евгения Дюбука, которой работал в Костроме в отделе лесной статистики, а также был активным членом Костромского научного общества по изучению местного края, есть такая запись, датированная 22 марта 1916 года: «Ходил по Бонячкам, по Новой Вичуге… Заметил вывески: «Клуб союза служащих оптово-промышленных предприятий», фотография «Труд», Ново-Вичугское общество потребителей, кинемобиоскоп «Луч»…»

Слово «кинемобиоскоп» очень интересное и в таком виде больше нигде не встречается. Как известно, первыми создателями кино были немецкие изобретатели братья Складановские, которые на несколько месяцев опередили братьев Люмьер с демонстрацией своих фильмов. Но их проекционный аппарат оказался несовершенный, был способен демонстрировать лишь очень короткие ролики (до 1 минуты), и вскоре был вытеснен «синематографом» французских изобретателей. Но слово «биоскоп», которым Складановские назвали свой аппарат, сохранилось в истории. Этим словом («bioscoop») до сих пор называют «кино» в Нидерландах. Также в Голландии используют более развернутое словосочетание для обозначения кинотеатров: «Cinema Bioscoop». Таким образом, бонячкинский «кинемобиоскоп» является просто калькой этого голландского слова.

Что представлял собой и где находился в Бонячках (Новой Вичуге) «Лучъ» Колпакова неизвестно. После революции 1917 года кинемобиоскоп, видимо, прекратил своё существование. Но вскоре, уже в апреле 1918 года, кинематограф в Бонячках появился вновь.


Вичугский кинематограф в 1918 году

В начале 1919 года был подготовлен отчёт работы Культурно-Просветительной комиссии при фабриках Российской Социалистической Республики в Бонячках за период времени с апреля 1918 г. по 1 января 1919 г. Процитируем местами этот отчёт:

«Начало деятельности Культурно-Просветительной Комиссии при фабриках Российской Республики в с. Бонячках следует считать с последних чисел Апреля 1918 г., когда Комиссией были уже сделаны первые шаги по пути созидания пролетарской культуры. По получении-же фабрично-заводским Комитетом предписания Кинешемского Исполкома о производстве выбора Культурно-Просветительной Комиссии, было приступлено к официальной организации таковой и 6-го Июля 1918 года под председательством М.А. Никонова, состоялось первое заседание Комиссии. На первых-же порах комиссией было приступлено к улучшению и развитию библиотечного дела и к организации пролетарского театра; параллельно с этими начинаниями, для рабочей массы был открыт кинематограф и прочитан ряд популярных лекций по различным вопросам политической и общественной жизни».

«ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО.
Первое время, за неимением подходящего помещения, сцена фабричного театра находилась в здании бывшего тракторного отдела; там-же был устроен и кинематограф. Не говоря уже о том, что самая сцена была мала, все помещение представляло из себя далеко не удовлетворительный вид и совершенно не отвечало целям и нуждам театра, поэтому было приступлено к ремонту и отделке помещения бывшей главной конторы, более отвечающей требованиям, предъявляемым театру…»

«КИНЕМАТОГРАФ.
Как уже было упомянуто выше, кинематограф первое время за недостатком подходящего помещения находился в бывшем тракторном отделе. Первые картины были показаны в апреле 1918 г. В июле кинематограф пришлось прикрыть, так как помещение тракторного отдела было предназначено под квартиры для рабочих. Для кинематографа же решили отделать здание гаража. К январю 1919 года работы были окончены и кинематограф пущен в ход.
За период времени апрель-июль [1918 г.] было показано 28 картин разнообразного содержания. Сеансы устраивались платные (от 50 к. до 2 р.) и бесплатные. Кинематографические ленты выписывались из Москвы, Кинешмы и Иванова, а также брались и у частных лиц. Была бы желательна регулярная получка лент из уездного кинематографического подотдела».

Из этого отчёта ясно, где размещался кинотеатр в первый год Советской власти. Тракторный отдел с 1915 года размещался в бывшей родовой фабрике Ивана Капитоновича Коновалова.




С послевоенного времени здесь размещается ДОСААФ, а также автошкола.




А теперь процитируем копии протоколов заседаний Культурно-Просветительной Комиссии.

Из протокола заседания от 19-го октября 1918 года:

«Порядок дня:
1. Организация празднеств дней октябрьской революции.
2. Доклад А.Ф. Устинского о курсах для взрослых.

1. Слушали: Были выслушаны различные предложения, касающиеся детальной разработки технической стороны организации, как то: декорирование зданий, кинематограф, угощение для учащихся детей, устройство спектакля для рабочих, вечер музыки, декламации и танцев. Постановили: Ввиду недостатка средств, просить правительственное Правление ассигновать 20 000 рублей на организацию празднеств и привлечь в этом же направлении местный кооператив.
2. Слушали: Коснувшись технической стороны организации курсов, докладчик в кратких чертах обрисовал уже существующие в Москве курсы для взрослых и их деятельность. Особое внимание он обратил на эпизодические лекции. Народные чтения и научного содержания кинематограф - как могучие средства приходящие на помощь слабой памяти. Постановили: Устроить собрание Педагогического Совета по вопросу об открытии курсов и по возможности скорее, не позднее 1-го ноября с.г. организовать запись приема».

Из протокола заседания от 30 декабря 1918 года:

«Порядок дня:
8. Кинематограф на святках.
Решено осмотреть кинематограф, выписать новые ленты и устроить на святках ряд картин, бесплатный для детей и платный (50 коп) для взрослых».

Таким образом, из этих цитат видно, что в 1918 году в Бонячках ещё было полное благоденствие: кинематограф, театр, праздники, святки… Но с началом 1919 года, когда Запад начал полномасштабную интервенцию в Россию и серьёзно стал поддерживать армии Колчака и Деникина, стало не до кинематографа… Создатель Иваново-Вознесенской губернии и основатель Советов великий Михаил Фрунзе, после подавления Ярославского мятежа, был направлен на Восточный фронт. Боевым ядром его армии стала Чапаевская дивизия, в состав которой входил и Иваново-Вознесенский полк… Фрунзе удалось, несмотря на противодействие приспешников Троцкого, разгромить Колчака в Сибири, басмачей в Туркестане, а затем Врангеля в Крыму, и победоносно закончить Гражданскую войну.

Но в самой будущей Вичуге, как и во всей стране, с 1919 года началась разруха, многие фабрики были закрыты и законсервированы из-за отсутствия сырья и топлива. Все культурные планы были свёрнуты из-за отсутствия финансирования. Возрождение началось лишь в 1921-22 годах с совершенно чистого листа совершенно другими людьми… Но упоминания кинематографа в отчётах уже не было…

Позднее кино в Вичуге, разумеется, вновь появилось… Так в отчёте за 1925-26 год Вичугского волостного исполкома есть такая строка: «За отчётный год клубами поставлено кино-сеансов - 942 (бесплатно 48)».

Вичуга в довоенном кинематографе

Самый известный фильм - это «Светлый путь» режиссера Г. Александрова.

image Click to view



Жена режиссёра несравненная актриса Любовь Орлова сыграла роль Тани Морозовой, прототипом которой является вичужанка Дуся Виноградова, знаменитая ткачиха, стахановка. Сама Любовь Орлова во время съёмки фильма побывала на вичугской фабрике в знаменитом виноградовском цехе.



Дуся Виноградова

Эпизод в фильме со сносом перегородки, отделяющей кабинет начальника от цеха, для установки дополнительных станков - это случай, имевший место быть на вичугской фабрике им. Ногина в разгар соревнования Дуси и Маруси Виноградовых со своими родниковскими соперницами.





В реальной истории была и телеграмма (правда, не от Молотова, а от наркома Исидора Любимова, ко времени создания фильма уже репрессированного), да и сама фабрика носила имя Ногина и в жизни, и в фильме. И орден Ленина был... Да и сама ВСХВ, где происходили съемки, создавалась под началом вичугских наркомов Михаила Чернова и Ивана Бенедиктова.




Фильм «Светлый путь» вышел на экраны страны в 1940 году. На премьеру фильма почётными гостями были приглашены ткачихи Виноградовы.

Но был ещё один фильм, в котором присутствовала вичугская тема. Называется фильм «Крупная неприятность», создан он был в 1929 году, вышел в прокат в 1930 году. Это был один из последних советских немых фильмов. Фильм, в частности, знаменит тем, что тексты "великому немому" подписал сатирик Зощенко.

image Click to view



Режиссером и сценаристом фильма был Алексей Дмитриевич Попов, ученик и ярый последователь Станиславского, друг и соратник Вахтангова, в будущем Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий, теоретик театра, профессор ГИТИСа.




Именно с его именем связано сохранение театра Вахтангова на Арбате после ранней смерти его основателя, именно он заложил фундамент и был руководителем более 20 лет Театра Красной (Советской, Российской) армии. Как написано на сайте театра: "Руководя театром Армии с 1935 по 1958 год, Алексей Дмитриевич Попов построил его как художественно-самобытный организм, определив творческое кредо и программу".

В 1927 году он снял свой первый фильм «Два друга, модель и подруга», который пользовался большим успехом и был даже закуплен Америкой.




А режиссерский дебют Алексея Попова произошёл в 1918 году в селе Бонячки, где он за два месяца создал рабочую театральную студию и поставил свой первый спектакль «Гибель «Надежды» Гейерманса.

Афишка бонячкинского спектакля (премьера состоялась в начале октября 1918 года)




Эту историю он и вспомнил в своей комедии «Крупная неприятность», в которой есть эпизод, когда в провинциальной город приезжает автобус с артистами, чтобы показать спектакль «Гибель «Надежды». И роль руководителя труппы сыграет сам Попов.


Артисты в автобусе (кадр из фильма)


Афиша (кадр из фильма)

Как писала Н.М. Зоркая в книге «Алексей Попов» (М., 1983):
«Крупная неприятность» была полна воспоминаниями о Бонячках, об их добродушных и смешных старожилах, о закулисной суете рабочего клуба, где дебютировал своей «Гибелью “Надежды”» режиссер-постановщик Алексей Попов».

1930, История Вичуги, 1940, 1918, 1916, Вичуга, кино

Previous post Next post
Up