1-я из трех частей круглого стола, состоявшегося 8 ноября.
You can watch this video on www.livejournal.com
В этом блоке центральным было выступление Дианы Гаспарян "Бог-свидетель". Речь шла о том, что для осмысленного функционирования термина "истина" в классической философии (и классическом естествознании) принимается не просто абсолютное различие истины и лжи, но и некий предельный гарант
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
UPD. Впрочем... мы можем видеть истину и не посредством какого-либо утверждения.
Но Вы хотите сказать, что "мы видим истину посредством истинного утверждения" - это знание события, а не само событие, так? И тогда действительно возникает вопрос о третьем элементе. Да, есть такой вопрос.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
- Я не исключаю, что так и есть, абсурдизм угрожает, но с этим возможно ничего не поделать. Может Вы ответите: о каком "факте" может идти речь при замерах времени и расстоянии, кроме результатов этих самих замеров. А результаты замеров невозможно представить без знания скорости самого наблюдателя. Получается, что даже бог, если он что-то хочет измерить, должен учитывать, что он движется с известной скоростью по отношению к предмету, длину которого измеряет, то есть должен отождествить себя с тем или иным наблюдателем. Где тут место для какого-то абсолютного "факта" помимо факта получения результата измерения, Вы мне не объясните? Как может выглядеть "факт" длины измеряемого предмета, кроме числа, соответствующего результатам измерения?
Reply
Я тоже не уверена, что правильно поняла суть возражения, но имею в виду как раз то, о чем говорите Вы.
Reply
Возможно, я несколько упрощаю ту ситуацию, о которой говорите Вы, но мне кажется, что она не позволяет однозначно устранить "призрак" Абсолютного Наблюдателя, по крайней мере, ничто не мешает нам его добавить. Так, даже если существует ситуация взаимного наблюдения разными наблюдателями друга, вполне возможно допустить наличие такого АН, который наблюдает всех сразу.
Кроме того, то что разные данные удалось согласовать, как-будто даже подтверждает то, что несмотря на разные "точки зрения", мы полагаем, что истина одна. Если бы мы уже не допускали такой ситуации, то, возможно, и не пытались бы привести разнородные данные к одной данности. Но чтобы такую ситуацию мыслить, нужно допускать такого АН-субъекта, который конфигурирует единственно правильное событие (возможно, как раз с помощью пребразований Лоренца :))
Reply
- Может быть и есть, но только не совсем понятно, что показывают его измерения. Можно конечно сказать, что приборы бога показывают ответы всех наблюдателей одновременно. но ведь - и одновременности абслютной нет, и то, что одновременно для одного наблюдателя неодновременно для другого. Не совсем понятно, в каком временном плане может существовать этот самый "абсолютный наблюдатель". А если он существует вне времени, то опять же неясно, как это может происходить. Например, неясно, может ли так устроенный бог возвращаться в одну и ту же точку времени несколько раз. Например, для того, чтобы там что-то перепроверить и возможно что то несколько раз изменить.
Reply
Leave a comment