Круглый стол "Что такое истина?" (часть 1)

Nov 11, 2011 21:57

1-я из трех частей круглого стола, состоявшегося 8 ноября.

image You can watch this video on www.livejournal.com



В этом блоке центральным было выступление Дианы Гаспарян "Бог-свидетель". Речь шла о том, что для осмысленного функционирования термина "истина" в классической философии (и классическом естествознании) принимается не просто абсолютное различие истины и лжи, но и некий предельный гарант ( Read more... )

Шиян, философия, Данько, видео, ЛФК, Гаспарян, Шамис

Leave a comment

igor_dzhadan November 12 2011, 10:04:02 UTC
Вопрос Диане: а вот в случае, когда невозможен один единственный (или объективно выделенный) взгляд на события, но при этом найдено преобразование, позволяющее переходить от результатов оценки событий , данных одним наблюдателем, к "картинке событий" у любого другого? В этом случае никакого абсолютного субъекта, "бога", похоже не требуется. Если так, то при этом сохраняется объективность оценки событий, или Вы так не считаете?

К примеру, когда на космической станции "Мир" космонавты проводили замеры отрезков времени между двумя событиями (двумя звоночками атомных часов), они получили результаты, несколько отличные от того, что получили в центре управления, где измеряли тот же отрезок времени. Однако, когда эти два измерения одного и того же временного расстояния сравнили, оказалось, что разница полностью укладывается в то, что получается после некоего несложного набора математических действий (т н "преобразования Лоренца"). ТАким образом, получилось, что хотя и нет никакой выделенной "абсолютной" картинки происходящего, всеже имеется надёжный способ получать из одной картинки (привязанной к конкретному наблюдателю) другую. В этом случае "реальностью" приходится считать уже не одну картину мира, а целое множество картинок, связанных между собой, подобно тому, как художественный фильм - это не одна фотка, а множество. Как Вам такое положение дел? И не согласитесь ли Вы его принять вместо требуемого Вами бога? Или без бога никак?

Reply

vic_gorbatov November 12 2011, 18:58:00 UTC
Про СТО я Диану спрашивал, мне тоже эта аналогия сразу в голову пришла. Хорошая иллюстрация того, что бывает, когда абсолютного наблюдателя нет, но есть правила перевода показаний приборов любого локального наблюдателя в показания приборов всех остальных наблюдателей. Она, судя по всему, не думала над этим.

Reply

alexeigrekov November 12 2011, 19:24:17 UTC
Здесь нет противоречия с существованием абсолютного наблюдателя. Факт, который узнают космонавты, и факт, который узнают в центре управления - один и тот же факт. Формы представления истины разные, а истина одна. И то, что это истина, верифицируется абсолютным наблюдателем. Или я неверно понял суть возражения?

Reply

igor_dzhadan November 13 2011, 13:12:42 UTC
Например, следующее утверждение: "расстояние между столом и стулом 1 метр. А от завтрака до обеда - 4 часа" - это истина или нет? Если да, то почему другой наблюдатель может получать другие результаты? Если нет, то что в данном случае является истиной, какой результат измерений?

Reply

alexeigrekov November 13 2011, 19:05:52 UTC
Нет, это не истина. Это истинное утверждение (как и результат измерений в другой системе), и делает его истинным определенное положение дел в мире. Это положение одно и то же, но различаются его описания - на "языке" одной системы и другой. Мне кажется, что Диана Гаспарян поторопилась принять терминологическую корректировку, внесенную Тарасом Шияном.

Reply

igor_dzhadan November 13 2011, 21:01:36 UTC
я понимаю, что класс истин может не ограничиваться истинными утверждениями, но как может истинное утверждение не быть истиной - я понять не могу. В чем тогда истинность истинного утверждение состоит, если не в том, что оно -- истина?

Reply

alexeigrekov November 14 2011, 20:26:11 UTC
Класс истин не пересекается с классом истинных утверждений. Истинные утверждения "находятся" в логосе, а истины эйдетичны. Истинность истинного утверждения заключается в том, что мы видим истину посредством этого утверждения.

Reply

(The comment has been removed)

alexeigrekov November 14 2011, 21:08:07 UTC
Так "мы видим истину посредством истинного утверждения" и есть событие. А если не увидели, значит, события не случилось...
UPD. Впрочем... мы можем видеть истину и не посредством какого-либо утверждения.
Но Вы хотите сказать, что "мы видим истину посредством истинного утверждения" - это знание события, а не само событие, так? И тогда действительно возникает вопрос о третьем элементе. Да, есть такой вопрос.

Reply

(The comment has been removed)

alexeigrekov November 17 2011, 20:16:21 UTC
дали бы ссылку :)

Reply

gaspariann November 13 2011, 20:54:50 UTC
Тут действительно важна терминологическая ясность...

Ситуация видится мне так. Воспользуюсь аналогией понимания смысла у Фреге. Смысл - это способ данности значения. Истинными или ложными могут быть значения, но не смыслы. Например, я говорю "Полководец, победивший при Аустерлице" и "Полководец, проигравший при Ватерлоо" - смыслы высказываний разные, а значение одно - Наполеон Бонапарт (в данном случае значением, выступает единичное понятие, оно в общем тоже не м.б. истинным или ложным, но представим, что значением будет некоторое положение дел - тогда все должно работать). Соот-но, "результаты замеров" фактов - это скорее аналог смысла: способы данности факта, они могут быть разные. Аналогом значения является сам факт - то, что, собственно, замеряется. С ним не должно быть разночтений иначе естествознанию угрожает некоторый абсурдизм :)
Проблемой, впрочем будет, если я правильно понимаю, четкое и ясное установление того, где закончился замер факта и начался сам факт (притом, что замер - это тоже факт). Как раз для прояснения этой ситуации мы и вводим АН - для него разные результаты всегда согласованы. Но вводим мы его сугубо умозрительно.

Reply

igor_dzhadan November 13 2011, 21:34:37 UTC
==Аналогом значения является сам факт - то, что, собственно, замеряется. С ним не должно быть разночтений иначе естествознанию угрожает некоторый абсурдизм ==

- Я не исключаю, что так и есть, абсурдизм угрожает, но с этим возможно ничего не поделать. Может Вы ответите: о каком "факте" может идти речь при замерах времени и расстоянии, кроме результатов этих самих замеров. А результаты замеров невозможно представить без знания скорости самого наблюдателя. Получается, что даже бог, если он что-то хочет измерить, должен учитывать, что он движется с известной скоростью по отношению к предмету, длину которого измеряет, то есть должен отождествить себя с тем или иным наблюдателем. Где тут место для какого-то абсолютного "факта" помимо факта получения результата измерения, Вы мне не объясните? Как может выглядеть "факт" длины измеряемого предмета, кроме числа, соответствующего результатам измерения?

Reply

gaspariann November 13 2011, 20:40:05 UTC
Спасибо за комментарий :)

Я тоже не уверена, что правильно поняла суть возражения, но имею в виду как раз то, о чем говорите Вы.

Reply

gaspariann November 13 2011, 20:37:42 UTC
Спасибо за вопрос! :) Сейчас попробую ответить.

Возможно, я несколько упрощаю ту ситуацию, о которой говорите Вы, но мне кажется, что она не позволяет однозначно устранить "призрак" Абсолютного Наблюдателя, по крайней мере, ничто не мешает нам его добавить. Так, даже если существует ситуация взаимного наблюдения разными наблюдателями друга, вполне возможно допустить наличие такого АН, который наблюдает всех сразу.
Кроме того, то что разные данные удалось согласовать, как-будто даже подтверждает то, что несмотря на разные "точки зрения", мы полагаем, что истина одна. Если бы мы уже не допускали такой ситуации, то, возможно, и не пытались бы привести разнородные данные к одной данности. Но чтобы такую ситуацию мыслить, нужно допускать такого АН-субъекта, который конфигурирует единственно правильное событие (возможно, как раз с помощью пребразований Лоренца :))

Reply

igor_dzhadan November 13 2011, 21:14:22 UTC
==даже если существует ситуация взаимного наблюдения разными наблюдателями друга, вполне возможно допустить наличие такого АН, который наблюдает всех сразу.==

- Может быть и есть, но только не совсем понятно, что показывают его измерения. Можно конечно сказать, что приборы бога показывают ответы всех наблюдателей одновременно. но ведь - и одновременности абслютной нет, и то, что одновременно для одного наблюдателя неодновременно для другого. Не совсем понятно, в каком временном плане может существовать этот самый "абсолютный наблюдатель". А если он существует вне времени, то опять же неясно, как это может происходить. Например, неясно, может ли так устроенный бог возвращаться в одну и ту же точку времени несколько раз. Например, для того, чтобы там что-то перепроверить и возможно что то несколько раз изменить.

Reply


Leave a comment

Up