Позволю себе разок перепостить прекрасную рецензию к прекрасному фильму "Кажется Боги сошли с ума" с сайта "Афиша". Настолько отзыв совпадает с моим ощущением от просмотра, что вот, передаю вам в первозданном виде.
- - -
Когда ставишь фильму оценку Пять Звёзд - Гениально - сразу задумываешься над тем, насколько же это произведение выдается из общего ряда (по-английски - outstanding). Потому что Гений - это не просто оценка "пять" по пятибальной шкале. Это что-то из ряда вон выходящее. Выдающееся. Точка. Outstanding.
Так вот, ботсванско-юаровское (в момент времени релиза, по-моему, только что ботсванское - тогда был мировой марш антиапардеидства, и продюссеры фильма вынуждены были скрывать участие до-манделловской Южно-Африканской Республики, на которой лежали торговые ограничения. А ведь только в США фильм собрал, вроде бы, больше Пятидесяти Миллионов Баксов - при скудненьком бюджетике в одна/пятую, или того меньше, от всякого рода современных российских блокбастеров - то есть коммерчески безупречный африканский киноэкспорт) кино под забавным названием Боги, Должно быть, Сошли с Ума (The Gods Must Be Crazy) - гениально.
И безусловно выдается из общего ряда.
Что для нас 1980 год? Конечно, год Олимпиады. Олимпиады-80. Это первое. Мы тогда были настолько нелюбимы капиталистическим миром (тем, частью чего мы сейчас, безусловно, являемся), что к нам на Олимпиаду - из тех же самих Штатов, вообще, никто не приехал. Ни один человек. Это называлось "бойкот". За это мы к ним в 1984 - в Лос-Анжелес - не поехали. А они нас - обозвали "Империей Зла". За то, что мы сбили вражеский корейский пассажирский самолет с тремястами мирных пассажиров на борту. Залетевших, по несчастию, в наши территориальные воздушные границы. А наши ястребы - фьють соколами - и сбили мирный Боинг.
Еще в 1980м Высоцкий умер. Хоронили в черном. В костюме Гамлета - его гениальной роли на сцене. Хоронили тихо, так как дело было в самые олимпийские летние дни. Но все равно пришло народу несколько тысяч. Гроб на руках выносили из Театра на Таганке, был солнечный день - есть известные кадры кинохроники. Высоцкий любил капитализм. Он его соединил через брак с прекрасной Мариной Влади,француженкой русских корней, блиставшей звездой мирового кино. Благодаря Высоцкому и Влади нам полюбилась и Франция: только уже с новой, обрусевшей силой любви. Мы любили Францию, но, в то же время, и "...плевать хотели с Эйфклевой башни - на головы беспечных парижан." За эту евразийскую двойственность нашей натуры, власти разрешили нам любить Францию, и даже разрешили слушать и любить французскую музыку.
Вот Джо Дасенн, наше советское французское все - тоже умер в злополучном олимпийском восьмидесятом високосном году. И тоже летом - только уже под конец августа, в конце сложно выдавшихся летних каникул и отпусков, - и оттого произошло немного в тени, прошло менее замеченным. Хотя и было народно печальным. Ведь, парню тоже было совсем немного около сорока. Молодым ушел.
А еще умер в тот год Джанни Родари. Писатель про Чипполино. Аркадий Северный, певец - "Дамы, не сморкайтесь в занавеску... Две шаги налево, две шаги направо..." Опять, же, француз Жан Поль Сартр. Альфред Хичкок, гениальный хоррор-мастер с подысковерканой родителями судьбой, которого несведующие считают за "мастера ужастиков". И, хотя до нас донеслись, конечно же, вести о смерти Джона Леннона - основателя Битлз (говорили, его убил маньяк-фанат. Вроде бы, застрелил перед домом!), но о кончине великого гения Лед Зеппелина - барабанщика группы Джона Бонэма - нам тогда, советским нефанатам, было ничего неизвестно.
Откуда ж нам было знать, пострелятам, что-то про американский триумф обалденного африканского фильма?! Очень-очень простого, как Чарли Чаплин. Он, правда в тот год не умирал - его место в наших сердцах в то время занял Алексей Косыгин, выдающийся советский премьер-министр, автор лозунга "Экономика должна быть экономной!"
Он умер. А американцы, не поехавшие в тот год к нам на Олимпиаду, вдохновенно смотрели официально-ботсванскую комедию, про то, что-де, оказвается, вовсе и не трудно человеку (бушмену, в исполнении Н!ксау - реального намибийского бушмена, родившегося в сорок четвертом) не знать никаких благ цивилизации, и быть счастливым - ровно до тех пор, пока с благами этой самой самой и не столкнешься - в виде скинутой сверху каким-то пилотом (Богом? Эльфом?) пустой бутылки из-под кока-колы, и она, словно яблоко раздора, столкнет тебя с нами. "Наверное, Боги сошли с ума, раз кинули нам это злую вещь?! - восклицает герой Н!ксау, обращаясь к своим малорослым невысоким соплеменникам и соплеменницам, - Я пойду на край света и верну им ее обратно!"
Вот здесь, - с этого момента, - становится трудно. Хотя, и очень смешно.
Снято просто.
Со вкусом - воспринимайте полет бутылки над постынным килиманжаро из окна маломестного самолета современным пилотом под ноги бредущего счастливого отголоска каменного века - современного бушмена аллюзией на палку неандартальца, кинутую в космос космическим кораблем 2001 года, в Одиссеи Стенли Кубрика, снятой двенналцатью годлами ранее - в великом и выдающемся 1968 годом: был и Париж, была и Прага!.. Вы поймете, что гениальные африканские творцы глубоко были знакомы с киношедеврами эпохи.
Мы того не знали.
Но теперь мы знаем одно. Мы имеем вопрос: "Наверное, Боги сошли с ума? Зачем они кидают - сквозь время! - такой выдающийся фильм? The Gods Must Be Crazy. Как могли мы его пропустить?!
Давайте ж, посмотрим.
Снятый просто.
Со смыслом.
Веселый.
Африканский.
Очень-очень простой.
С под-вопросом: а не мы ли?
ps Кинцо можно смотреть с детьми - очень смеются. Особенно, когда: дверь в машине пассажирскую открыть, - на манер старых же немых комедией 20х Лоура&Харди; или, когда джип, словно груша на твоем дереве, на своей лебедке, - подвешенный, - повисает. Очень смешно. И очень смешно, когда бушмен, увидя блондинку, про себя думает: "какой страшный Бог. Большой. Бледный. Седой такой (а она, типа playboy-уровня, по зрительским меркам.) А бушмен думает: "старый". А она - "молодой", на самом деле. Дети это тоже чувствуют. Как юмор. И от этого - тоже ржут, как ненормальные. Потому что, все очень просто. И смешно.
Прям-таки даже гениально.