Замершая техника: вятские памятники

Apr 16, 2010 13:43

Очень часто горожане перестают замечать вещи, которые им кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Есть в нашем городе памятники технике, которая много лет служила людям, а сейчас стоит на постаментах, храня историю города. «Вести» выяснили, как живется самым известным транспортным памятникам нашего города.

Паровоз-иностранец
Вот уже 15 лет за высокой оградой железнодорожного музея возвышается красавец паровоз. Мало кто знает, что техника эта - иностранного происхождения. Такие паровозы типа ЭР-788-74 с 1953 года выпускались на польском заводе Цегельского в городе Познань. На Горьковской железной дороге паровоз, который, кстати, был грузовым, проработал до самой электрификации. «Высокие технологии» оставили работягу не у дел,
и только в 1995 году было принято решение поставить его в качестве памятника возле вновь открывшегося железнодорожного музея.
По словам бывшего директора музея Евгения Салтыкова, для установки паровоза сначала потребовалось подготовить путь - уложить шпалы и рельсы. Затем разобранный на части паровоз привезли к месту «вечной» стоянки. Монтаж производило предприятие «восстановительный поезд», занимавшееся устранением аварий на железной дороге.
Кстати, сегодня внутри у грузового гиганта все осталось, как в прежние времена - кабина машиниста, паровой котел и т. д. А к 9 мая планируется отреставрировать и внешний вид памятника.

Самолет-кинотеатр
Самолет АН-8, «приземлившийся» на Филейке, известен кировчанам как бывший кинотеатр «Орленок». Таковым он стал лишь летом 1981 года. А до этого 20 лет машина эксплуатировалась для нужд Министерства авиационной промышленности в кировском аэропорту Победилово. Принадлежала «аннушка» КМПО имени ХХ партсъезда (сейчас завод «Авитек»). Свою последнюю посадку самолёт произвёл на старый Филейский аэродром, после чего был отбуксирован и установлен на постамент высотой около 3,5 метра.
Кинотеатр «Орленок», организованный в самолете, пользовался у детворы микрорайона огромным успехом. По воспоминаниям Сергея Юферева, жившего в то время недалеко от этого места, ребята с удовольствием не только смотрели «мультики» внутри самолета, но и лазили по его крыльям.
- Помню, когда ходили в кино, нас с друзьями пустили посмотреть кабину пилотов. На удивление там все было в целости и сохранности, - вспоминает Сергей, - и оборудование, и штурвал, и кресла.
А вот постперестроечное время внесло свои коррективы - кинотеатр закрыли, и долгое время самолет оставался бесхозным. До тех пор, пока администрация города не отдала его в аренду частным предпринимателям, которые открыли в нем кафе «Штопор». Много лет заведение пользовалось спросом у жителей микрорайона. Сейчас внутрь самолета опять не попасть, так как двери кафе наглухо закрыты.

Танк-символ
Легендарный танк на Октябрьском проспекте за годы своего существования в качестве памятника породил немало легенд и мифов. Многие кировчане до сих пор уверены, что такие танки выпускались в нашем городе во время войны, а именно эта гусеничная машина якобы воевала на фронте и дошла до самого Берлина.
По словам Юлии Новосельцевой, директора музея завода 1 Мая, знаменитые танки Т-34 в нашем городе не выпускали.
- Дело в том, что во время войны, - рассказывает Юлия Владимировна, - на площадях машстройзавода им. 1 Мая работал Коломенский военный завод, эвакуированный в Киров в октябре 1941 года. Именно там выпускали танки, причем не Т-34, памятник которому стоит на Октябрьском проспекте, а Т-60 и легкие Т-70. В те годы завод также считался и «госпиталем» для военных машин. Сюда привозили для ремонта военную технику, «раненную» в боях.
А вот каким образом в Кирове оказался легендарный Т-34, нам рассказал Иван Сивков, с 1965 года работавший начальником финансового отдела завода им. 1 Мая.
- Этот танк был прислан в наш город в 1967 году по просьбе руководства области из действующей армии Уральского военного округа, - вспоминает Иван Петрович. - Было решено поставить боевую машину на постамент как символ тылового подвига кировчан. Танк доставили железнодорожным транспортом в город, а потом на автомобильной платформе привезли на завод им. 1 Мая.
Кстати, Т-34, будучи в рабочем состоянии, взошел на постамент своим ходом. Об этом также свидетельствует очевидец событий Иван Сивков:
- Танком управлял рабочий завода, бывший танкист. Он вывез его с заводской территории, заехал на постамент и установил военную машину на вечную стоянку. Затем с Т-34 сняли двигатель, который отправили в металлолом и основные запчасти.
Таким образом, танк оказался овеян таким множеством легенд и мифов, как, пожалуй, ни один памятник в нашем городе.
Кстати, Вятку связывает с этим танком еще одна любопытная деталь. Оказывается, главный конструктор Т-34 Михаил Кошкин жил и работал в нашем городе с 1924-го по 1929 год. Затем уехал в Ленинград учиться в машиностроительном институте. Разумеется, в те годы он еще и не помышлял о том, что станет конструировать военные машины.

Ирина БУЛАХ, опубликовано в газете "Вести.Вятка"

кстати
В нашем городе существуют и малоизвестные памятники технике. Так, например, на территории троллейбусного парка стоит первый кировский троллейбус МТБ-82. Он начал свою работу на городских улицах в далеком 1948 году, работал на линии Центральная гостинница-вокзал и был снят с эксплуатации только в 1972 году.
Памятник пожарному автомобилю ЗИС-5 находится недалеко от пожарной части возле завода «1 Мая». Эта машина поступила в Киров в июле 1941 года, как эвакуированная в тыл техника.
Бронетранспортер, установленный в парке Победы, прибыл в наш город из Йошкар-Олы. Списанная техника была передана городу по просьбе руководства Кировской области. БТР-70 встал на постамент в конце 90-х годов.
В районах области тоже есть свои памятники, достойные внимания. Город Слободской знаменит самолетом Ан-24, одним из первых выпусков. Он установлен недалеко от автовокзала. А вот в селе Яхреньга Подосиновского района около Дома культуры на постаменте стоит трактор-колесник ХТЗ 15/30.

мнения горожан
Лилия Белозерова, служащая
- Я считаю, что в нашем городе можно увековечить ракету. Она вполне может стать символом космонавта-100, которым является наш земляк Виктор Савиных.
Виктор Корчемкин, водитель такси
- Думаю, что в Кирове не хватает памятника лошади. Все-таки это самая первая тягловая сила, которая до сих пор используется в качестве перевозки грузов и катания детишек.
Previous post Next post
Up