Остров Черепахи

Aug 30, 2018 14:37



Карта заплыва.

Остров Черепахи знаком практически каждому. Даже если кто-то не слышал про такой, то точно видел и не раз. Особенно старшему поколению. Ведь именно с этой скалы самоотверженно запрыгивает на пиратский корвет "Mercury" отважный стармех Николай Ерёменко, чтобы навалять по полной программе коварным и беспринципным флибустьерам минувшего века. Что ему в итоге и удалось, по законам жанра, разумеется. Если кто вдруг не понял, речь идёт об одном из самых забойных советских, не побоюсь этого слова, культовых фильмов «Пираты ХХ века». Затрудняюсь сказать, сколько раз посмотрел его я, но уж точно не менее 10 раз. Классический боевик (этого слова тогда не знали), по сути, единственный в своём жанре, он стабильно набивал залы кинотеатров первой половины 80-х под завязку. Приходилось выстаивать длиннющую очередь без какой-либо гарантии, что достанется билет. Но дело не только в кассе: героям реально сопереживали. Более того, там было про каратэ, а также про тлетворные элементы загнивающего и разлагающегося Запада: джинсы, виски, баночное пиво, радиоприёмник с музоном. Вызывал специфический интерес эпизод, когда Николай Ерёменко плывёт по затопленным коридорам погружающегося в пучину корабля, чтобы вызволить попавших в смертельную водную западню библиотекаршу и буфетчицу. На описываемый момент я занимался плаванием. Для сравнения кадры из фильма размещены в конце рассказа.



Голубая бухта. Вид с мыса Капчик. Внизу остров Черепахи.

Но речь пойдёт не о самом фильме, а об одном из мест, где происходили съёмки. А именно, о Голубой бухте Нового Света, известной ещё как Царский пляж. Место и в самом деле достойно такого названия. Ведь, согласно официальной легенды, здесь в своё время купался российский император Николай II. В те давние времена государь прогуливался сюда для принятия водных процедур по свежевырубленной в скалах Голицынской тропе, обошедшейся вышеупомянутому князю в три миллиона рублей (колоссальные, по тем временам, деньги, например, стоимость постройки легендарного крейсера «Аврора» 6,4 млн.рублей). После известного землетрясения на тропе произошли обвалы, а сегмент, подходящий непосредственно к Царскому пляжу, просто перестал существовать. Остатки тропы хорошо просматриваются, некоторые дерзкие смельчаки предпринимают попытки разной степени успешности пройти по ней. Поэтому нынче Царский пляж несколько труднодоступен со стороны побережья, страждущим придётся пробираться минут 20-40 по узкой горной каменистой тропинке на дне ущелья со стороны Можжевеловой рощи. Но потраченные усилия стоят того: это действительно райское место, здесь почти никогда не бывает волн, что прекрасно для детей и не только, сквозь прозрачную воду хорошо просматриваются буйные заросли с их многочисленными обитателями. И пляж здесь не песчаный, а из мелкой чёрной гальки вулканического происхождения. Впрочем, особо ленивые могут приплыть сюда на морском извозчике как из Нового Света, так и из Судака. В результате крохотный Царский пляж заполняется так, что яблоку некуда упасть в буквальном смысле. Более того, морским же путём сюда доставляются пиво, рыба, лимонад, кукуруза, пирожки и прочие неотъемлемые атрибуты, распространяемые далее вразнос, что неизбежно замусоривает этот живописный уголок. Улыбнула маркетинговая уловка: кто сам подплывёт за пивом к лодке, тому 20% скидка.



Царский пляж. Вид с мыса Капчик.

И вот, немного освоившись на Царском пляже, я начал хищно посматривать на остров Черепахи. К тому времени я уже знал про Ерёменко и пиратов из материалов обзорной экскурсии от морского таксиста, который по доброте душевной не только рассказал нам об основных достопримечательностях, но и показал дельфинов. Как выяснилось, здесь снимали также «Спортлото-82», «3+2», «Человек-амфибия», «Остров сокровищ» (который 1982), «Анна Каренина», «Одиночное плавание» и многие многие другие. Именно на мысе Капчик располагалось пиратское пулемётное гнездо, которое мастерски обезвредили Тадеуш Касьянов с товарищем. А в сквозном гроте в это время прятались от пиратов женщины, но их всё равно обнаружили. А в подводной пещере Фиделя под скалой Орёл гадкие алчные люди сцапали Ихтиандра. Фильмы, безусловно, воодушевляли. Собственно, останавливало не расстояние, в своей физической подготовке я был уверен. Вызывали лёгкий первобытный страх темно-синие глубины.
Здесь следует зайти издалека. В детстве меня надолго отвозили к бабушке, книг там особо не было, потому я читал всё подряд, что удавалось найти, иной раз даже на чердаке, в том числе и журнал «Здоровье». Однажды мне попалась статья о многочисленных опасностях, подстерегающих на юге наивных непуганых туристов из средней полосы. В числе всевозможных пауков и змей были и представители водной фауны: скат-хвостокол, акулы, медузы, мурены, морской ёрш и тп. Теперь я понимаю, что проще встретить верволка в Подмосковье, нежели ската-хвостокола в Абхазии, но первозданный ужас от весьма выразительных цветных картинок остался до сих пор. Кроме того, я плаваю только с открытыми глазами, это давняя привычка. Нырять зажмурившись - моветон. А если плыть кролем, голова неизбежно будет смотреть в тёмную бездну. И как только я опускаю взгляд в пучину, немедленно в подсознании возникают всякие безобразные жуткие чудовища, распахнув свои саблезубые пасти и ощетинившись ядовитыми иглами, стройными колоннами выползающие из своих мрачных нор прямо из раскрытого журнала «Здоровье».



Остров Черепахи. Вид с пляжа.

Поэтому, каким бы смешным это не показалось, требовалось определённое волевое усилие, чтобы предпринять заплыв до острова. Примерно на трети пути находятся камни. Именно туда и направляется большинство пловцов. Если встать на камень, то будет по пояс. Для начала я несколько раз сплавал к этим камням. Они оказались густо поросшими буро-зелёными водорослями. По пути я встретил инструктора с доской и ученицей, напряжённо всматривающихся в глубину. Я сразу понял, что происходит небезвозмездный педагогический процесс, так как они обращались друг ко другу по полному имени, а так с нормальными людьми не разговаривают. Они спросили меня, мол, где-то здесь камни. Я ответил, дескать, верно, вот они. Ученица рассказала, что они приплыли на доске аж из Нового Света.



Голубая бухта, вид со стороны горы Караул-Оба. Хорошо просматривается маршрут заплыва.

В следующий раз я собрался с духом и поплыл. Собственно, даже не заметил, как промелькнули под водой камни, и вот уже до Черепахи рукой подать, и вот уже я коснулся её лохматых боков и выбрался на уступ у скалы. Взглянул на Casio: заплыв длился всего 10 минут. Вообще говоря, называть это островом было бы очень громко, просто такая округлая скала в пяти метрах от берега (правая оконечность мыса Капчик). Как следует из рассказа морского таксиста-экскурсовода, остров имеет вулканическое происхождение. Иными словами, это застывший поток лавы, в чём я убедился собственными босыми ногами. Поверхность острова была вся испещрена узкими длинными бороздками, такими острыми, что ступать приходилось очень осторожно и мягко, как по битым бутылкам у ларька «Пиво-воды». Но цель была - взобраться на самую высокую точку острова. Тщательно обдумывая и ощупывая место для каждого шага, цепляясь руками и ногами, вскарабкался я на вершину скалы и выпрямился в полный рост. Неописуемая радость овладела мною: я доплыл! Морские просторы сказочной красоты расстилались по обе стороны. Где-то далеко в тумане вырисовывались нечёткие очертания мыса Аю-Даг. Волны со стороны открытого моря бились у моих ног. Густая лохматая поросль мерно покачивалась в глубине. Тучные стада рыб жуировали на своих подводных пастбищах. Мимо меня проплывали караваны морских извозчиков, бананы с купальщиками, яростно вцепившимися ногами в жёлтые упругие бока, ряженые пиратские шхуны. Я улыбнулся и помахал им рукой. Пассажиры отвечали мне взаимностью и даже что-то кричали и фотографировали. Не исключено, что в этот момент экскурсовод вещал что-то в стиле:
- Обратите внимание. Справа мы видим весёлого человека на скале Черепахи. Это очередной энтузиаст, который приплыл сюда с Царского пляжа, на радостях залез на вершину, улыбается и машет нам рукой. Давайте дружно поприветствуем его!



Вид на остров Черепахи с борта пиратской шхуны. Можно представить, что на вершине стоит фигурка.

Следует заметить, акватория вокруг острова изобиловала людьми и, как ни странно, собаками. Последние были облачены в спасательные оранжевые жилетки. Произошёл даже конфуз: только я выбрался на остров, ко мне радостно бросилась собачка размером с телёнка и с тупоносой мордой. Я хотел было нырять обратно, как одна женщина закричала: «Жужа, назад, это не Саша! Ой, извините, она думала, что Вы - мой муж. Не бойтесь, она Вас не тронет!» Вкратце обсудив с обитательницей острова особенности собачьей моды в этом сезоне, я пустился в обратный путь.



Остров Черепахи. Вид с мыса Капчик.

И вот тут я понял, почему я так быстро добрался до острова: течение. Только в данном случае оно уже не помогало мне, а наоборот. Порой казалось, что гребёшь на одном месте. Да ещё волны, беспорядочно поднятые морскими бомбилами, то поднимали меня на гребне, то швыряли на дно водной впадины по всем законам распространения колебаний по поверхности жидкостей. Седой пенистый вал нависал надо мною, грозя поглотить, а через доли секунды я взмывал вверх и видел берег. Можно было легко нахлебаться черноморской воды и поддаться лёгкой панике, однако я продолжал упорно выгребать брассом, в результате Царский пляж неотвратимо приближался. Вскоре волны и вовсе утихли, потому можно было двигаться в привычном режиме. Вот уже я встречаю первых отважных пловцов, приплывших, чтобы постоять на камнях, вот уже буй, и вот уже я, переводя дыхание, стою на берегу. Снова взгляд на Casio: 11 минут. Паника была зря.



Вид на остров Черепахи с Царского пляжа. Видна тропа Голицына.

Несколько слов о тактике заплыва. Если волн нет или они небольшие, то я плыл следующим образом: несколько десятков гребков кролем на груди, затем немного брассом, чтобы осмотреться, не сбился ли с пути, затем то же самое кролем на спине и опять брассом и тд по циклу. А если волны, то, разумеется, только брассом либо на спине, в противном случае (на груди) можно нахлебаться во время вдоха. Следует учесть, что плавание на открытой воде и в бассейне - это две большие разницы. Во-первых, в бассейне пловец ориентируется либо по чёрной полосе на дне, либо по потолку. Во-вторых, каждые 25 метров на повороте он мощно отталкивается от бортика, а это 5-7 метров экономии моторесурса. Таким образом, в бассейне траектория прямая, а в море - зигзагообразная. Вследствие чего, согласно статистике, в открытых водоёмах реально пройденное расстояние увеличивается на 10-30%. Поэтому необходимо время от времени переходить на брасс и корректировать свой путь. Как видно из приведённого скриншота, расстояние по прямой всего 400м, но с учётом рысканья по курсу 450-500м.



Остров Черепахи со стороны моря. Пиратский бриг на якоре.

Несколько слов о моём верном спутнике - часах Casio (модель F-91W). Лёгкие, пластиковые, практически неощутимые, они с честью выдержали испытание морем как во время данного заплыва, так и потом во всех остальных, которых было множество. Как выяснилось, купаться в часах чрезвычайно удобно, ибо это позволяет контролировать время нахождения в воде и на солнце детей и прочих несознательных взрослых.



Остров Черепахи со стороны моря.

О перспективах. В следующий заезд планируется не просто добраться вплавь до острова Черепахи, но и, обогнув его вокруг, без отдыха поплыть обратно.

Заключение. Если вы вдруг решились отдыхать в Крыму, то только Новый Свет. А если вы бросили якорь в Новом Свете, то только Царский пляж. Плавать по Голубой бухте вполне безопасно, а потому можно и нужно. Разумеется, следует только соблюдать элементарные меры предосторожности, ибо сгинуть под килем алчного морского извозчика - не вполне романтичная перспектива. А даже если повезёт быть перееханным псевдо-пиратским корветом, легче от этого не станет.



Пиратская шхуна стоит на якоре в Голубой бухте.

Примечание 1. Разумеется, во время заплыва у меня не было с собой фотоаппарата, потому картинки взяты из свободных источников.
Примечание 2. Если кто-то случайно сфотографировал меня на острове с проплывавшего корабля, просьба поделиться. Приславшему будут пожалованы все мои ЖЖ-сбережения (50уе).

UPD. В качестве бонуса несколько кадров из х/ф "Пираты XX века".



Пиратский бриг Mercury на якоре в Голубой бухте. Легко узнаются окружающие ландшафты. Справа - Царский пляж. Вид с мыса Капчик.



Коварные флибустьеры в погоне за русскими моряками. Николай Ерёменко скрытно взбирается на остров Черепахи. Справа вдалеке - Царский пляж.



Старший механик на вершине острова Черепахи изготовился к прыжку на пиратский корабль.



И вот уже Сергей Сергеевич завис на леере. Сейчас он подтянется, перемахнёт через ограждение, прокрадётся в радиорубку и наваляет Малышу, а затем и прочим негодяям, включая Мастера.

заплыв, Крым, из краеведческих соображений, Новый Свет, ЗОЖ, Пираты

Previous post Next post
Up