Jan 12, 2011 12:30
В Третьяковке недавно открылась выставка "Андрей Рублев. Подвиг иконописания". Достоверных сведений о Рублеве до нас дошло немного: вроде бы он принимал участие в работе над росписью Кремлевского Благовещенского собора после его обновления в 1416 году, а также украшал интерьеры Троицкого храма в Троице-Сергиевой лавре и Спасского - в Спасо-Андрониковом монастыре, а дата его рождения и вовсе выдуманная - в 1960 году по предложению ЮНЕСКО праздновался его 600-летний юбилей, и с тех пор принято считать годы художника именно так.
Рублев - едва ли не самый загадочный и великий живописец русской истории. Дошедшее до нас его творческое наследие совсем невелико (о сути, кроме «Троицы», ничего достоверного), а поди ж ты - бьёт удивительный источник преподобного, да еще вдохновляет других на достижение своих вершин, вроде удивительного «Андрея Рублева» Тарковского.
Вряд ли кто осмелится оспорить, что Рублев был Русским художником по сути своей. В чем же дело? И чего не хватает нам, ныне живущим, чтобы в полной мере ощутить себя русскими, не только по надписям на бейсболках?
Об этом можно много писать и спорить. На мой взгляд, важно следующее: хотя сам Рублев ощутил и выразил в иконах и фресках такие неотъемлемые качества русского характера, как благородство, внутренняя свобода, стремление к ясности, свету и простору, соборность и «непривязанность» к материальному миру, он не смог бы осуществить задуманное, если бы не возникла «соборность»: не только народ, но и власть оценила и востребовала его талант и взгляд на мир.
При этом Рублев не был ни революционером, ни «художником власти». Он просто творил «в Духе». И сотворил чудеса. И ныне пребывает в пропасти между Рублевкой и Манежной, равно далекими от вечности.
Я далек от осуждения кого-либо или выписывания готовых рецептов. Однако не худо бы всем, хоть немного желающим блага земле Русской, перед тем как махать кулаками или плевать из-за забора, поучиться мудрости у инока Андрея…
размышления