Интересная попытка дешифровки узелковой письменности кипу

Apr 27, 2017 15:58

Автора, Сабин Хайленд (Sabine Hyland) пригласили в одну из андских деревень под названием Коллата для расшифровки хранящихся в деревенских архивах кипу 18 века. Автор выделяет в этих кипу 95 разных символов, в отличие от более простых "бухгалтерских" кипу, где число символов в разы меньше (может быть всего около десятка).
Хайленд выдвинула гипотезу, что это логосиллабическая письменность, где разные элементы складываются в подобие "ребуса", частично передавая фонетическое значение.
"Логосиллабическое письмо часто использует принцип ребуса, как в случае с андскими глиняными катехизисами, происхождение которых не установлено, но которые могут восходить к периоду империи инков. ... Современные катехизические глиняные "блины" фиксируют молитвы с помощью предметов, вдавленных в глину, по принципу ребуса. Например, пучок шерсти ламы может представлять испанское слово "se llaman" ("зовутся") из-за сходства между "лама" и "llaman"."
Применив подобный принцип к двум кипу из Коллаты, Хайленд предлагает соответствия между нитями разного цвета и типами - и слогами, в качестве отправной точки используя "подписи" в конце каждого из двух кипу и имена возможных отправителей из того же периода, известные по деревенскому архиву.

"В соответствии с гипотезой, что финальные нити кипу указывают на род, отправивший сообщение, мы можем следующим образом соотнести последние нити кипу А из Коллаты с именем рода: тёмно-коричневая (с кручением S) нить из шерсти гуанаку (wanaku) = A; белая/тёмно-коричневая лама/гуанаку (скрученная; Z) = ЛЛУ; синяя лама (S) = КА. "Синий" на языке уарочири кечуа будет "анкас" ... фонетическое значение "ка" - это первый слог, начинающийся с согласной; может быть связан с названием цвета.
...
Кипу В завершается следующей последовательностью: тёмно-коричневая гуанаку (S) = A; синяя лама (S) = КА; и золотисто-коричневая викунья (S) = неизвестно.
Золотисто-коричневый цвет третьей нити на кечуа называется "пару" ... Это даёт слово А-КА-ПАР(У) или ЯКАПАР, имя одного из двух родов из деревни Каста, что подтверждает версию об имени рода в конце кипу. Это соответствует истории деревень как центров восстания уарочири в 1783 году и устным сведениям в Коллате об этих кипу. Предложенная расшифровка предполагает, что висячие нити кипу могут иметь стандартные слоговые значения."

Источник (на английском): http://www.journals.uchicago.edu/doi/full/10.1086/691682

чужое, лингвоглюки

Previous post Next post
Up