Aug 10, 2011 11:46
ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ
Изучалось состояние здоровья работниц косметических предприятий. (фасовка, цех розлива, косметический цех, варочный цех). Контингент - женщины детородного возраста, имеющие стаж не менее 2 лет. Из них:
13% имеют нарушения овариально-менструального цикла
17 % имели выкидышей и мертворождения
19 % - детей со врожденными заболеваниями
39 % - тяжелые токсикозы беременности
25 % - осложнения родов
8 % - бесплодны
85 % имели аллергические реакции в виде кожных высыпаний, коньюнктивита, ринита, приступов удушья.
Кованова Э.К.
Современные вопросы косметологии. М.1985
ТАЙНЫ РЕКЛАМЫ
Само понятие "косметика" подразумевало для общепринятого мышления - сделать вашу кожу немного приятнее для вас на сегодняшний вечер. Речь здесь раньше не шла об отдаленных последствиях, а тем более о терапевтическом эффекте. Причины - отчасти экономические.
Почти без исключения средства для ухода за кожей и косметические препараты производятся не теми фирмами, которые их продают как собственные. Несколько частных компаний производят косметические средства, продаваемые под более чем 500 различными марками. В большинстве случаев эти компании применяют составы "общего котла" - обычные дешевые и легкие в производстве и употреблении ингредиенты. (минеральное масло, животные жиры, ланолин, лаурилсульфат натрия и др.) Их философия такова: "Косметика не делает нас моложе, так зачем тратить больше?". Но даже самые крупные компании-производители не в состоянии использовать ингредиенты дороже 5 долларов за фунт (453,6 г), иначе они разорятся. Все деньги уходят на распространение продукции, в частности, на рекламу.
Покупая косметику в магазине, вы платите за все, что угодно (рекламная кампания, несколько уровней посредников, упаковка, пузырек), только не за сам продукт. Существует мнение: чем известнее компания, тем лучше продукция. Увы, чаще наоборот - чем известнее компания, тем больше денег ушло на то, чтобы она была известна, а не на саму продукцию.
В гигантском большинстве случаев крышечка от флакона стоит дороже, чем-то, что внутри. Многие дорогие продукты, стоимость которых в розничной продаже 50-100 $ за флакон, по себестоимости обходятся в 5-10 центов.
Итак, люди выбирают с прилавка продукцию личной гигиены и косметики по следующим признакам: престижная фирма, красивая упаковка, приятный запах, низкие цены, наконец, тот самый эфемерно-косметический эффект - "на сегодняшний вечер" у вас будет все хорошо. И было бы еще полбеды, если бы вред от такой продукции ограничивался опустошением нашего кошелька. Но, к сожалению, часто ущерб бывает непосредственным для нашего здоровья - дешевые и привычные на рынке ингредиенты небезопасны...
Каков механизм действия мгновенного, недолговечного эффекта? Он со здоровьем ничего общего не имеет. Например, чтобы сохранить кожу свежей, гладкой и упругой, применяются кремы, "запечатывающие" влагу в коже. Вспоминается реклама по радио прохладительного напитка "Айрн Брю":
- Ты знаешь, Айрн Брю классно борется с морщинами!
- Ну да? Как это "Айрн Брю" может бороться с морщинами, это же газировка!
- Очень просто. Выпиваешь 6 литров, морда опухает - и никаких морщин!
Реклама эта, конечно, шуточная, но очень точно описывает механизм действия некоторых средств ("морда опухает").
В.Б. Шнейдер, биохимик, 2000
МОГУТ ЛИ ОБЫЧНЫЕ ДЕЗОДОРАНТЫ СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ РАКА ГРУДИ?
Именно так, ребром, ставят сегодня вопрос английские ученые и государственные органы, регулирующие производство и регистрацию косметических средств.Эпоха химического оптимизма прошла, и мы начинаем пожинать ее горькие плоды: ученые все чаще открывают новые негативные эффекты химических веществ, используемых в качестве пищевых и косметических добавок. На этот раз получен серьезный компромат на так называемые парабены - консерванты, используемые в производстве косметики. Среди всех химикатов, обильно заполняющих флакончики, тюбики, баночки и прочую косметическую тару, парабены считались одними из самых безопасных. И вот ученые из University of Reading в Эдинбурге обнаружили, что эти химикаты накапливаются в организме женщин и, в частности, в тканях злокачественных опухолей молочных желез. Результаты исследования, только что опубликованные в серьезном научном "Журнале прикладной токсикологии" (Journal of Applied Toxicology), уже заставили поволноваться производителей косметики. Они заявили, что парабены проходили проверку на безопасность и что это исследование еще не говорит о том, что эти консерванты способствуют развитию рака груди. С методологической точки зрения производители правы: факт накопления консервантов в опухоли еще не доказывает, что они ее и вызвали. Но у ученых есть серьезные основания полагать, что именно парабены способствуют развитию рака груди. Это предположение появилось еще в 1984 году, когда выяснилось, что парабены в организме человека и некоторых животных ведут себя так же, как и эстрогены - женские половые гормоны. А медикам хорошо известно, что рак груди относится к так называемым гормонозависимым опухолям, риск возникновения которых увеличивается при избытке эстрогенов. Кстати, именно по этой причине рак груди редко встречается у мужчин - у них мало женских гормонов. И вот не прошло и 20 лет, как получены первые результаты, подтверждающие серьезность тех старых научных предположений. Онколог Филиппа Дарбр, руководившая группой исследователей, рассказывает, что очень долго не могла найти средства на эту работу, никто ее не хотел финансировать. А парабены при этом использовались в 90% всех косметических средств. Производители косметики пока не намерены отказываться от парабенов. И, похоже, до окончательного решения их судьбы нам придется ждать еще лет 20-30. Примерно столько времени нужно для организации исследования и наблюдения за несколькими тысячами женщин. Только такое исследование, в котором сравнят частоту развития рака молочной железы у женщин, пользующихся дезодорантами с парабенами и без них, сможет убедительно продемонстрировать опасность (или безопасность) этих химикатов. Такое развитие событий не исключено: чиновники из департамента по торговле и промышленности Великобритании проявили интерес к исследованию и намерены заниматься этой проблемой дальше. Что же делать нам, обывателям? В такой ситуации неплохо звучит слегка измененный совет из рекламного ролика одного из дезодорантов: "Подумай об этом. Может быть, эта штука реально работает". Кстати, стоит подумать и мужчинам. Ведь рак груди у женщин - только одна сторона этой проблемы. Действие гормонов редко ограничивается каким-либо одним эффектом. Например, у мужчин эстрогены и близкие к ним вещества негативно влияют на созревание сперматозоидов, мешая многим из них стать отцами. Почему дезодоранты опаснее других косметических средств Если парабены используют в косметике так широко, то почему речь преимущественно идет о дезодорантах? Ведь они могут проникать через кожу из любого косметического средства, наносимого на руки, лицо, волосы, и разноситься по всему организму. В действительности все так и происходит. Но при этом часть парабенов в организме разрушается или превращается в другие вещества, обладающие более слабым эстрогеноподобным действием. А вот при пользовании дезодорантами большая часть парабенов направляется прямо в ткани молочной железы. И это связано с анатомией. Во-первых, подмышечная область располагается к груди ближе всего, во-вторых, между этими образованиями существует связь в виде многочисленных лимфатических сосудов. И, наконец, возможность попадания парабенов из подмышечной области прямо в ткани груди подтверждается фактами: в опухолях нашли именно те парабены, которые были в составе дезодорантов, - они ничуть не изменились. Если бы парабены путешествовали по организму через кровь, то в них неизбежно бы произошли некоторые изменения. Косвенным подтверждением связи между дезодорантами и раком груди служит статистика - опухоли чаще всего располагаются в той части груди, которая ближе всего расположена к подмышечной области.
А.Мельников, "Известия", 5 февраля 2004 года
читаю этикетки