Царицынский бизнес

May 26, 2015 22:14


5 мая 1862 года - один из главных дней в истории нашего города. В этот день была сдана в эксплуатацию Волго-Донская железная дорога, первая в Нижнем Поволжье и четвертая - в России. Именно после пуска железной дороги Царицын из захудалого городишки в довольно короткий промежуток времени превращается в транспортный узел, здесь развивается торговля и появляется купеческое сословие. Город растет и развивается. Если в 1860м году здесь проживает чуть более 7000 человек, то в 1870м году - около 12000, а в 1880м - уже более 26000.
Можно только представить развитие города в то время, ведь из-за увеличения оборотов торговли уже за семь лет своего существования Волго-Донская железная дорога была окуплена (а ее строительство обошлось в 4595810 рублей), в 1869 году железная дорога дала валовой доход в 7063 рубля - самый высокий на железнодорожной сети России.
Именно благодаря торговле и купечеству город расцветает и растет, чтобы войти в историю как "Русский Чикаго". Ниже - отличный пост об истории царицынского предпринимательства.

Оригинал взят у nslukyanenko в Царицынский бизнес

Днем предпринимательства навеяно. Хотя самому российскому предпринимательству в сегодняшнем его понимании - не так много лет, в России издавна были и купцы, и промышленники. Особое уважение всегда вызывали те, кто стремился не только к личному обогащению, но и помогал зарабатывать другим людям, занимался благотворительностью, заботился о неимущих.



В истории нашего города найдется немало фамилий - ярких примеров не только предприимчивости, но и щедрости: Репниковы, Воронины, Миллеры, Лапшины, Серебряковы. Пообщался на эту тему с волгоградскими историками - узнал много интересного.
Владимир Миллер, хозяин заводов и гостиниц, считался в Царицыне покровителем искусств. Был основателем театра «Конкордия», сам играл роли и управлял театральной труппой.


Этот роскошный замок на берегу Царицы принадлежал Миллеру.



Серебряковы - целая династия, представители которой заботились о процветании и развитии нашего города. Строительство гостиниц и приютов, благоустройство улиц города, попечительство образовательных учреждений.
Представители другой династии - Репниковы - также были щедрыми благотворителями. Более того, это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Большой вклад в дело образования внесла купчиха Юлия Дмитриевна Репникова. О ее сыне, Александре Репникове, журнал «Театр и искусство» писал: «Потомственный гражданин Царицына, почетный мировой судья, надворный советник, попечитель учебных заведений, член общества «Красного Креста», «неутомимый общественный деятель на ниве искусства». На этом фото он крайний слева.



Вместе с супругой, Августой Константиновной Репниковой, Александр сделал городу щедрый подарок - потрясающей красоты дворец - Дом науки и искусства.



Настоящий «владелец заводов, газет, пароходов» - Василий Федорович Лапшин. Собственник пароходной компании, лесопильных заводов, кондитерской и пряничной фабрики, складов железа и железных изделий, занимался оптовой и розничной торговлей.



Наследие Лапшина в нашем городе сохранилось: кондитерская фабрика Лапшина - это народное предприятие «Конфил», пароходная компания «Русь» - часть Волгоградского водно-транспортного узла, на территории бывшего сада Лапшина был создан дендрологический сад ВНИАЛМИ. Несмотря на столь активную предпринимательскую деятельность, Лапшин - аскет, меценат и благотворитель, у него всегда находилось время подумать о страждущих и нуждающихся. Строительство церквей, дома отдыха для работников своего предприятия, приюта для бездомных и странноприимного дома, выдача пособий бедным ученикам училища, всеобъемлющая помощь в строительстве городских водопровода и канализации - неполный перечень его заслуг перед царицанами.

железная дорога, купечество, Царицын, история, краеведение

Previous post Next post
Up