На Святом озере. Мугреевский

Oct 04, 2020 09:26


2019/



В Мугреевском я уже была, лет 9-10 назад поздней осенью. Тогда мне показалось, что это грустное место, где-то на краю земли, доехать до которого сложно. Дороги нормальной нет, 80 км грунтовки через лес мимо исправительных колоний. И все, в посёлке дорога заканчивается, впереди только озеро и леса.



Но приехав в этом году, я удивилась, как поселок изменился за 10 лет. Он стал живым и жизнерадостным. Я сначала подумала, что это просто лето! Осенью обычно грустно, а летом ярко и солнечно! Но нет, даже люди сейчас ходят улыбаются и здороваются. В посёлке появился отель «На Святом Озере», ещё бы, рядом такое озеро и древний монастырь.





Долгое время Мугреевский жил за счёт торфопредприятия. Сейчас же, оно полузакрыто.



Гуляя по посёлку я обнаружила несколько военных памятников и ... действующий клуб, между прочем на 200 мест! Снаружи он правда выглядит как привет из Советского прошлого. Но тем не менее, он действует, и даже имеет два творческих коллектива: взрослый и детский.









И в каждом дворе детские площадки. В каждом! Но мы любили только одну, старую советскую железную у озера с огромными оводами. Я таких оводов никогда не видела.

Отель, клуб, детские площадки, оборудованная купальная зона, древний монастырь. Это Мугреевский сегодня, уже совсем не край земли.



Первое и самое главное впечатление от всей нашей поездки - это Святое озеро! Это первое по чистоте и второе по величине озеро Ивановской области. Удивительные песчаные берега, прозрачнейшая вода и красивая линия берега - озеро влюбляет в себя. В тихую безветренную погоду - водная гладь как зеркало. А чуть появится ветер - озеро становится морем, и волны бьют о берега. В первый день мы застали именно ветреную погоду, поэтому я знаю, что говорю.









Но помимо природных красот, про озеро ходит много легенд. Одна из них рассказывает о происхождении. Когда-то в древние времена в лесной глуши жил старец Филарет. У подножия холма, где располагалось его жилище, расстилалась болотистая низменность, в которой старец выкопал себе колодец, давший необыкновенно чистую воду. С течением времени, края колодца обвалились, и на его месте образовалось небольшое озерко, которое и дало начало настоящему озеру.



Вторая легенда гласит, будто бы в годы становления Советской власти служителями Святоозерской пустыни в озере был затоплен клад с церковными реликвиями и драгоценностями. Естественно, клад искали и естественно ничего не нашли, но дали жизнь новой легенде. Якобы у озера двойное дно и что под толстым слоем ила находится второе озеро с чистейшей водой. Некоторые люди говорят, что до сих пор видят над озером очертания затопленного древнего монастыря, а в тишине слышится колокольный звон.

Третья легенда говорит о целебной силе озёрной воды, что искупавшись раз получишь силы на год вперёд. До прихода Советской власти в озере нельзя было ловить рыбу и стирать белье, а монахини ежедневно обходили озеро с молитвами. Но потом был Союз и торфопредприятие, многое изменилось, но в целебную силу верят до сих пор.

У озера находятся два объекта культурного наследия:
* У северного берега археологический памятник - Мугреевский курганный могильник.
* У южного берега архитектурный памятник - монастырь Святоезерская Иверская пустынь, где мы как раз и были.

Святоезерская Иверская пустынь.



Женский монастырь на берегу Святого озера. Старое намоленное место, называвшееся долгое время Филаретовским по имени того самого Старца, который вырыл колодец и образовалось озеро. Это самый ранний монастырь на территории современной ивановской области.





Монастырь здесь был ещё в 14 веке и был он мужским, а первые монахи были из самого святого Афона. В 18 веке монастырь упразднили. В 19 веке торжественно открыли, но уже как женскую обитель. В Советское время храмы и постройки монастыря использовались для нужд рабочего поселка Торфостроя: в деревянной церкви обустроили аптеку и квартиру для лекаря, в храме Афанасия Афонского открыли ветеринарный пункт, а в Казанском - продовольственный склад. И вот с 1993 года началась новая история монастыря. Сейчас здесь проживают около 40 монахинь.



На территории сохранилось три храма: храм Афанасия Афонского, где проходят все службы, Деревянная церковь Преображения Господня для особых служб и большой Казанский храм с мозаикой иконы Казанской Божией матери - на реставрации. А также есть другие жилые и хозяйственные постройки: сестринский корпус, трапезная, кельи. В монастыре находится чудодейственная икона Божьей Матери «Всецарица», как раз в деревянной церкви.







В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому, даже если ты не паломник, а просто гость, то обязан соблюдать принятые правила. Начиная от одежды и заканчивая едой.



Мои скромные наблюдения за монастырской жизнью:
- Одежда должна быть скромной и закрывать плечи-ноги, голова на территории монастыря и тем более в храмах покрыта.
- В монастыре не едят мясо, от слова совсем. Никакое. Едят овощи/фрукты/крупы/ягоды/грибы/рыбу/молочку. Почти все выращивается или собирается самостоятельно. Но вот мясо никакое, курицу тоже нет.
- Вместо обычного чёрного чая пьют травяной. Травы кстати тоже выращивают и собирают сами
- Обед и ужин обязательно проходит в трапезной, где обязаны быть все сёстры, завтракать же можно по отдельности. Естественно перед и после трапезы молитва, во время которой трапеза прерывается, нужно встать и повернуться лицом к лику Христа
- В монастыре не заводят собак, но зато есть очень много кошек
- У каждой монахини есть своё послушание, то есть определенные обязанности и церковные, и хозяйственные, которые необходимо выполнять
- Минимум один раз в неделю каждая монахиня должна причаститься, для этого день держится пост и потом исповедь. Кажется, что там исповедоваться? Какие могут быть грехи у монахини? Но плохие мысли - это например тоже грех.
- Уйти в монастырь не просто, нужно сначала стать послушницей и проверить свою веру. - Уйти из монастыря обратно в мирскую жизнь ещё сложнее, грозит отлучением от церкви.
- Когда совершается постриг, меняется имя и выдаётся церковный паспорт. И ты больше не Маша, Катя, Света, Наташа, а мать Ефима, мать Георгия, мать Домна. При этом для государственных органов ты по-прежнему Мария Ивановна, так как паспорт естественно остаётся при тебе.



Не все для меня конечно понятно и приемлемо, всё-таки я очень мирской человек, и вообще мое отношение к церкви «ну такое», но в Святоезерском монастыре реально все как-то по-другому.

на авто, Россия

Previous post Next post
Up