На днях мы присоединились к экскурсии "ביו אושה לשפרעם", оказавшейся очень интересной. Шфарам - арабский город к северу от Хайфы. Живут в нём и христиане, и мусульмане, а при турках жили и евреи. Последний еврей покинул город в 1920-м году. При этом ключи от синагоги он оставил соседям, у которых их и следует попросить для посещения.
Конечно, для этого гид должен знать, как проехать и у кого спросить. Наш гид, ясно, это знал и делал не впервые. Кстати, он оказался моим сокамерником (на три дня).
История еврейской общины Шфарама при турках начинается с бедуина Дар Эль-Омара, откупщика налогов в 18-м веке. Этот человек заслуживает отдельного рассказа, в другой раз. А древний Шфарам - разумеется, еврейский город. Он упоминается как одна из десяти резиденций Санхедрина после изгнания из Иерусалима.
Другой резиденцией была Уша, расположенная на соседней горе. В долине между горами был найден камень, обозначавший предел разрешённого перемещения в субботу, аналог сегодняшнего обозначения эрува. Надписи на камне высечены на латыни и по-гречески, простой человек понять их не может.
Там же, между горами, рабби Йеуда Бен Бава рукоположил своих учеников, передав этим эстафету Учения. Поскольку делал он это вопреки запрету Рима, место он выбрал вне городов, чтобы не подводить жителей под римскую расправу. Затем ученики немедленно разбежались, а сам Йеуда Бен Бава был жестоко казнён. В память об этом событии ближайший перекрёсток 70-го и 79-го шоссе называется "סומך".
Современная Уша начинается около 1880 года, когда арабские переселенцы из северной Африки поселились на развалинах древнего города. А заканчивается она в 1948 году, когда по ней прошла граница раздела ООН. Тогда друзские наёмники, нанятые "Армией Спасения" Каукджи, заняли передовые позиции и отправили жителей в Шфарам.
В первой стычке с этими друзами погиб молодой офицер, прикрывавший отход своих солдат, Зорик (זוהר) Даян. Удачно для экскурсантов, к группе присоединился сын этого офицера, Узи, известный генерал и политический активист. Узи было сто дней, когда погиб отец, но эта история ему, конечно, отлично знакома, поэтому рассказывал нам её он.
В следующем сражении друзы были полностью разбиты. Тогда-то и состоялась известная встреча еврейских и друзских командиров. Осознав, что Моше - брат погибшего, друзы перепугались, но того занимала не месть. Командиры приняли тайное решение не воевать между собой. Оно оказалось прологом к союзу евреев с друзами, длящемуся по сей день.
После своего назначения командующим Центрального Военного Округа Узи отправился смотреть положение дел в Хевроне. Когда командир гарнизона представился: Джихад Кабалан,- Узи знал, кто перед ним. Отец Джихада, ливанский друз, был среди наёмников в Уше, а после замирения сложными путями перебрался в Израиль (по дороге женившись) и служил в израильской армии.