Ещё одну сказку моего детства написал Фёдор Кнорре (
[1],
[2]). Тут и писатель не совсем забытый, и сказка довольно известная, не говоря уже о написанном им же "Солёном псе", но всё же ставлю ему тэг "забытые авторы".
У Лукашина в
"Энциклопедии фантастики" "Капитан Крокус" называется неудачным подражанием "Трём толстякам". Вот уж с чем я не согласен категорически! Сказка молодого Олеши - очередная иллюстрация к "Коммунистическому манифесту": хорошие пролетарии побеждают плохих буржуев. Примерно такую же сказку, в русле существующей в СССР тогда литературной конъюктуры, мог написать Эренфест, или там Шагинян. А сказка 60-летнего Кнорре - это уже скорее Оруэлл, пусть и немножко упрощённый для детей. Она не про революцию, а про тоталитаризм. С детства вдрагиваю, вспоминая, как тем людей потрошат на Чучельномеханическом комбинате... Ближайшая (хотя и далёкая) аналогия - фантастика Крапивина, однако тот начал её писать, по-моему, только в семидесятых.
Впрочем, Лукашин, возможно, Кнорре просматривал по диагонали - иначе откуда бы утверждение о том, что в
"Рыцарской сказке", используется "традиционный сюжет о рыцаре и прекрасной даме"? Откуда там дама-то взялась?
В детстве я ничего, кроме "Капитана Крокуса" у Кнорре, разумеется, не читал. Сейчас решил исправить этот пробел. Одно из двух: либо я ничего не понимаю в литературе, либо Фёдор Кнорре - хороший, тонкий, психологичный писатель, совершенно незаслуженно забытый.
И биография у него не вполне рядовая. Потомок астронома
Карла Христофоровича Кнорре, сын инженера, строившего Охтинский мост, потом - красноармеец, потом - цирковой акробат, режиссёр Театра рабочей молодёжи, сценарист (написавший, между прочим, сценарий к фильму "Истребители" - тому самому, в котором
Бернес поёт "Любимый город может спать спокойно..."), наконец - главным образом писатель. И не из последних, как мне кажется.