Сталин и история России (СССР), продолжение.

Dec 13, 2010 21:49


Здесь мне никак не обойтись без теории. Есть люди, начинающие с инструкции, а есть такие, кто предпочитает сразу жать на кнопки и смотреть, что из этого получится. Попытаюсь учесть интересы и тех, и других. Эту часть кто-то может пропустить и вернуться к ней в случае необходимости. А я буду последовательным. Основные положения, очень коротко, таковы.

Современное общество (государство) - сложная система, состоящая из трех подсистем: деятельностной, социальной (социально-идеологической) и политической (властно-политической). Сразу оговорюсь, что деятельностная подсистема - это не подсистема хозяйствования. Государства с точки зрения деятельности могут быть либо военными, либо торговыми, но никогда хозяйственными, экономическими. Это всегда либо военно-экономические, либо торгово-экономические системы, причем развитие экономики всегда определяется не экономической целесообразностью, а подчинено военными или торговыми целям. Даже СССР, пытавшийся в согласии с марксистской доктриной стать государством хозяйственный, на самом деле сначала был государством военным, а затем - внешнеторговым.

Как первичное построение социума (государства), так и дальнейшее его развитие происходят в виде последовательного попеременного оформления трех его подсистем. Одновременной реорганизации всех подсистем не происходит, хотя в процессе реорганизации каждой из них обязательно происходит внесение некоторых частных, не принципиальных корректив в институты других подсистем.

Приведу пример. Со времен перестройки сначала СССР, затем Россия переживают период властно-политической реорганизации. Реформы Гайдара, казалось бы, очень серьезно преобразили организацию торгово-экономической системы государства, чего не должно было происходить с точки зрения приведенных выше правил социального развития. Однако что изменилось в действительности? Россия остается страной с экспортно-ориентированной экономикой. Мы по-прежнему продаем преимущественно сырье. Государство, в лице властных органов, продолжает управлять, прямо или косвенно, практически всей торгово-экономической системой страны. При СССР государство строило газопроводы в Европу, сегодня государство занимается строительством газопроводов в Европу и в Китай. Получается, что вопрос о частной собственности с точки зрения организации торгово-экономической оказывается второстепенным. Зато с точки зрения устройства власти реформа Гайдара, с одной стороны, способствовала разделению властей, и прежде всего отделению власти хозяйственной от власти политической, что является основой современного устройства власти, демонстрируемого западными демократиями, а с другой - возникновению хоть какой-то независимой от властей политической деятельности. И сегодня, наверное, уже можно говорить, что попытка властей опять полностью подчинить себе политическую жизнь потерпела неудачу. Власти контролируют политическое поле ровно настолько, насколько отсутствуют социальные условия для жизнеспособных оппозиционных партий. Ну, если исходить из реальной социальной жизни, а не из мечты об идеальном государстве и прекрасных вневременных людях, его населяющих. То есть экономические реформы Гайдара с точки зрения системы в целом имели преимущественно не деятельностный, а властно-политический смысл. А все разговоры о новой экономике, все попытки изменить торгово-экономическую систему государства собственно уперлись в простой принцип возможности реорганизации только одной подсистемы в один исторический промежуток времени. Придет время, и настанет пора реорганизации деятельностной подсистемы. И тогда уже серьезных реформ во властно-политической организации ожидать не следует. Кстати, это период начинается совсем скоро, в 2014 году, так что в правоте сказанного можно будет убедиться воочию.

Движущей силой процесса социальной реорганизации являются люди. Однако это не просто индивидуумы, а социальные поколения и их выдающиеся представители, лидеры.

Социальные поколения формируются каждые новые 9/12 лет (в дальнейшем упрощаем до первых 8 лет, потому что в последние четыре года периода идет наложение одного поколения на другое). Включаясь в социальную жизнь, они требует для себя места в системе, и предлагают социальные новации, обусловленные неким общим взглядом данного поколения на социальную действительность и ее проблемы.

Определенную социальную роль получают все люди. Однако не каждое поколение имеют возможность сформировать цельную программу социальных реформ, реализовать ее и приобрести, таким образом, свою особенную социальную роль. Выделяются поколения доминантные и недоминантные.

Доминантные поколения состоят из людей, чей индивидуальный социальный оптимум (годы жизни человека с 36 по 66 лет) совпадает со временем реорганизации одной из трех подсистем. Социальный оптимум недоминантных поколений приходится на реорганизацию нескольких подсистем, поэтому они, будучи предоставлены сами себе, имеют эклектичные взгляды.
Цикл развития социума, в течение которого изменяется строение всех трех подсистем, равен 85 годам.

85-летний цикл системы разбивается на три накладывающихся 31-летних подпериода, образующих циклы развития подсистем.

Люди, чей социальный оптимум начинается в первые 8 лет каждого из этих 31-летних периодов, образуют доминантное поколение.

Единство социального развития в рамках цикла обеспечивается поколенческой преемственностью, которую задают и поддерживают старшие доминирующие поколения. Естественный и постоянный конфликтный фон межпоколенческих отношений в целом не нарушает правильную последовательность цикла.

Например, если преемственность задается деятельностным развитием и соответствующим поколением, то, с некоторым упрощением, получается такая картина. Если взять цикл системы 0 - 84 гг., то циклы подсистем будут:

0 - 30 гг. - реорганизация деятельностной подсистемы,

27 - 57 гг. - социально-идеологическая реорганизация,

54 - 84 гг. - властно-политическая реорганизация.

Соответственно в поколениях:

0 - 30 гг. - доминанта поколения, социальный оптимум которого начинается в течение первого субцикла подсистемы (всего три субцикла), т.е. в 0 - 8 гг. и заканчивается в 30 году. Социально-активные поколения, сформированные до 0 года, и два социальных поколения, складывающихся в период реорганизации деятельностной подсистемы (то есть поколения 9 - 17 гг. и 18 - 26 гг.), подчиняются программе, формируемой доминирующим поколением, и работают в согласии с ним.

27 - 57 гг. - реорганизация идеологической подсистемы, преемственное доминирование следующего, идеологического поколения, с началом социального оптимума в 27 - 35 гг. Это поколение продолжает традицию предыдущего, деятельностного поколения, продолжая реорганизацию системы.

54 - 84 гг. - реорганизация властно-политической подсистемы, доминанта поколения 54 - 62 гг. Продолжает линию, берущую начало в деятельности предыдущих двух доминирующих поколений.

Однако к концу господства третьего, в данном случае властно-политического социального поколения возникает проблема выбора дальнейшего пути. Цикл заканчивается, впереди маячит вопрос об устройстве исходной, в данном случае деятельностной подсистемы, но поколенческая преемственность обосновывалась именно следованием начальному характеру деятельностной организации и имела общую задачу ее обеспечения. В то же время процесс преобразований остановить нельзя. Дышащие в затылок свежие поколения получают шанс сломать традиционную поколенческую последовательность, отводившую им второстепенную роль.

Здесь следует отметить, что традиционную поколенческую преемственность пытается сломать каждое новое социальное поколение. Однако возможность это сделать появляется лишь тогда, когда традиция ослабевает, сталкиваясь с внутренними противоречиями. Вероятно, конец социального цикла позволяет увидеть, наконец, всю картину социальной реорганизации, со всеми ее недостатками. И у традиционно доминирующего поколения возникает некое ощущение неизбежности реформ в исходной подсистеме. В то время как силы его отвлечены на работу во властно-политической подсистеме. Ну, вот как у нас сегодня президентская ветвь власти только и говорит, что о необходимости преодолеть экспортно-ориентированный характер экономики, о развитии внутреннего производства и т.д. В то время как сделать мало что может, ибо проблемы, связанные с незавершенной властно-политической реорганизацией, не позволяют сосредоточиться на деятельностной реформе, которая всегда опасна для властей, так как требует вмешательства в закрепившиеся права и интересы социально активных людей и групп, способных влиять на властные решения и состояние властей в целом.

В рассматриваемом случае поколение новаторов предлагает новые цели деятельности, и образует накладывающийся цикл социального развития - 72 - 84 гг. Поколение, доминирующее в социуме на последних этапах 85-летнего социального цикла, в данном случае это властно-политическое поколение, соглашается на изменение деятельностной подсистемы и допускает поколение третьего субцикла к параллельному доминированию.

Таким способом сменяется три 85-летних социальных цикла и три поколенческих. Допустим, это циклы 0 - 84 гг., 72 - 168 гг., 144 - 228 гг. В каждом из следующих циклов социум приобретает характеристики, полностью противоположные предыдущим. Например, если в первый период деятельностная система имела своей целью адаптацию социума к окружающим его государствам при помощи военной экспансии, то в следующий социальный цикл социум переориентируется на военную защиту (или торговую экспансию). В третьем социальном цикле широкого выбора уже не будет, произойдет возврат к первоначально избранному виду деятельности. И так далее (см. таблицу 1).

Это вообще связано с принципом бинарности в организации взаимодействия людей. Может быть, как частного выражения принципа бинарного устройства мира или принципа дихотомичности человеческого мышления. Социальное взаимодействие больших групп людей строится на противополагании. Война (захват) - торговля (обмен), коллективизм - индивидуализм, моноцентризм - полицентризм и т.д. Противополагание позволяет ориентироваться, упрощая. Поэтому все социальные реорганизации, так или иначе, ориентируются на противоположные системные характеристики. Однако в каждой подсистеме есть усложнение. Деятельностная подсистема может иметь не два, а четыре целевых вида деятельности: военная защита, военная экспансия, торговая экспансия, внутренняя торговля. Социальная подсистема может иметь в качестве своего средоточия не два, а четыре типа идеологии: национализм, этатизм, либерализм, демократизм. Властная подсистема может иметь в качестве своего субъекта не два, а четыре вида правления: наследственная элита, наследственный правитель, выборный правитель, выборная элита. Но это - если брать социум в развитии. В то же время реально, в рамках Больших периодов социального развития, из этих четырех возможных вариантов развития выбираются два определенных, образующих собственно бинарную пару. Например, наследственная элита - наследственный правитель, наследственный правитель - выборный правитель, или национализм - этатизм, этатизм - либерализм и т.д.

( Продолжение)

Начало здесь...

СССР, теория социума, государство как социальная система, Россия, Сталин

Previous post Next post
Up