Отношение человека к случайным связям, гомосексуальности, контролю над рождаемостью и абортам позволяют предсказать его религиозные взгляды.
Религия могла появиться для защиты определенных репродуктивных стратегий. То есть дело не в широкой морали, а именно в сексуальном аспекте человеческих отношений.
Такое предположение сделали ученые из университета Пенсильвании
на основе своего исследования.
Они установили, что консервативные взгляды на секс указывают на религиозность много надежнее, чем отношение к антиобщественным поступкам - лжи, мошенничеству, воровству.
Эти выводы противоречат распространенному убеждению, что религиозность непосредственно связана с нормами сотрудничества, типа "не подставляй ближнего своего".
Сегодня господствует представление, что расцвет религии обеспечила именно ее способность принудить людей к соблюдению правил социального поведения. Именно за этим "бородатый белый мужчина" наблюдает с неба с особенным вниманием, подталкивая верующих следовать нормам сотрудничества.
Это обеспечивает "как группам людей, так и отдельным людям критически важные эволюционные преимущества" на фоне других людей и сообществ, в которых солидарность не так распространена.
Наконец, успех социального сотрудничества на религиозной почве приводит к повсеместному торжеству обществ, проникнутых религиозной солидарностью и дальнейшему распространению религии.
В действительности роль религии определяется не этим.
Подъем религии связан с той поддержкой, которую она оказывает определенным репродуктивным стратегиям.
С точки зрения тех, кто стремится к «верности партнеру, высокой фертильности и совместному родительству, случайные сексуальные связи угрожают интересам обоих полов… мужчинам, в первую очередь, грозит риск оказаться обманутыми, а женщинам - брошенными».
Верования, снижающие эти угрозы, «соответствуют репродуктивным интересам» сторонников верности и многодетности.
«Тем, чей образ жизни требует прочного брака и многодетности, принадлежность к церкви позволяет уменьшить часть связанных с этим рисков, что делает религию привлекательным инструментом.
Но, например, студенту, любящему вечеринки и еще долгое время не планирующему вступать брак или обзаводиться детьми, религия не дает ничего, кроме лишних проблем».
В общем, ученые считают, что не религия влияет на репродуктивную стратегию, а наоборот, именно репродуктивная стратегия определяет религиозные убеждения.
В плане истории это выглядит так: потребности людей в определенных брачно-семейных отношениях привела к возникновению религий, которые санкционируют и максимально поддерживают отношения такого типа.
В то время как общественная солидарность и коллективизм тоже санкционируются религией, но как вторичное, малосущественное дополнение.
Наша мораль построена вокруг сексуальных отношений.
Конечно, сама мысль о том, что наши религиозные взгляды или их отсутствие порождаются сексуальной мотивацией, а не духовным или интеллектуальным озарением, в равной степени потенциально оскорбительна и для верующих, и для неверующих.
С другой стороны, это далеко не первый случай, когда наша мотивация в конце концов сводится к сексу.
PS. Из этого исследования можно сделать несколько интересных выводов:
1) западная религия достаточно гибка, чтобы следовать за изменениями характера сексуальных отношений в обществе;
2) но в действительности это подрывает веру, так как религиозность, не освящающая нормальные репродуктивные отношения, обречена;
3) может быть, современные люди Запада, жизнь которых завязана не столько на семью и репродукцию, сколько на социум и социальное обеспечение, просто не нуждаются больше в религии?