Откуда и как дети должны узнавать о сексе?

Nov 08, 2013 06:00




Вариантов не так много. Рассказать могут родители, более взрослые дети и школа. Больше информации взяться не откуда.
Правда, еще можно об этом прочитать. Но обычно в том возрасте, когда мы впервые интересуемся этим вопросом и узнаем правду, искать информацию в книгах мы еще не умеем.
Что касается интернета, то могу себе представить, что ребенок увидит по такому запросу. Лучше не надо.

В нашем обществе согласия по этому вопросу нет.
А сексуальное воспитание остается нерешенной проблемой.
Вот что пишут об этом.
***

Когда мне было пять лет, я спросил у мамы, откуда я взялся. Она ответила: «Я купила тебя в роддоме». Я спросил: «.. А сколько ты за меня заплатила?» - спросил я. «Очень дорого. Сто рублей». ». Я спросил: «А ты сколько стоишь?» - «Не знаю, - сказала мама. - Не помню, спроси у бабушки».
Летом меня отправили в деревню к бабушке. И я спросил у нее: «Бабушка, а за сколько рублей ты купила маму?» Бабушка засмеялась: «Ни за сколько, Роденька. Я ее в капусте нашла. Бесплатно». - «А мама сказала, что ты ее купила в роддоме». - «Правильно, Роденька. Это я ее уж потом в роддом снесла и купила. Оформила за руб двадцать. А сначала в огороде, в капусте». - «Только руб двадцать? Так дешево?..» - «Да, Роденька, раньше все дешевше было, не то что теперь. Все нынче подорожало». - «А откуда она в капусту попала? Из животика, да?» - «Да ты что, господь с тобой. Это кто ж тебя научил? Стыд-то какой. В капусту, Роденька, деточек аист носит». - «С космической фабрики?» - «Какой такой фабрики?.. Научают детей черт знает чему, прости господи. От Бога, миленький мой, от Бога». - «Бабушка, Бога на земле нет, мне в детском саду старший мальчик сказал. Бог был раньше, а теперь он в космосе. И аистов тоже нет. Людей делают на фабриках, из фабрик кладут в животики, из животиков в капусту, а из капусты в роддом».
Потом, когда пошел в школу, я спросил у Витьки Штыря, командира нашего двора (ему было уже тринадцать), за сколько его купили. Витька посмотрел на меня, прищурился и сказал: «Ща по хлебалу. Ты откуда взялся? Из Фэ-эС-Бэ?» - «Не, - ответил я, - я из роддома. Меня там купили. А сделали на фабрике, в космосе». «Ха-ха-ха!.. Во дает. Ты че, глупый? Не знаешь, как детей делают?» - «Как?» - «Вот так: тюк, и готово. Чем ссут, понял?» - «Вот так?..» - «Ну. А ты как думал?» Я заплакал.
Я понял, что я глупый. Понял, что взрослые врут, врут и врут, и что все это очень скучно. Как раз в этот день папа учил меня, что врать нельзя никогда, потому что любое вранье обязательно разоблачается.
Штырь мне потом еще много чего порассказал. В общем, все оказалось так просто, что я даже расстраиваться перестал. Но почему-то все равно не хотелось верить, что все получаются из того, чем...
Леви В. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок



Наверняка многие читатели узнают себя в героях этого рассказа.
Кто-то улыбнется, вспомнив свое детство.
Кто-то в недоумении подумает: "А что же рассказывать пятилетнему малышу о том, как «делают» детей"?
А кто-то, как отец Роденьки, решит, что проблемы нет - вырастет и узнает.
Роденька вырос и узнал.
Узнал, что взрослые врут и родители в первую очередь.
Узнал через пошленький рассказ старшего товарища.
И в этом узнавании у него, как и у многих других подростков смешалась правда и ложь, пошлость и романтизм, стыд и желание.
А потом из-за этой лжи и недосказанности в пятнадцать лет девочки становятся мамами или рискуют ими никогда не стать из-за прерванной беременности.
Не наученные говорить «нет» и при этом не прослыть маменькиным сыночком мальчишки из бравады и любопытства могут попробовать пиво и «травку», а потом и иглу. Более 3,7 миллионов человек в странах бывшего СССР потребляют инъекционные наркотики. Многие из них пристрастились к наркотикам в юности и в подростковом возрасте.

Кто если не родители?
Родители - первые по времени воспитатели.
С момента рождения ребенка все, что делают и не делают, говорят и умалчивают родители, воспитывает и образовывает его личность.
Отношения родителей между собой, с ребенком и с другими задают образец, который потом будет узнаваться в поведении ребенка.
Пример родителей во всех вопросах, начиная от того, как они общаются друг с другом и с ребенком, и заканчивая тем, какой образ жизни они ведут, какие ценности и убеждения разделяют, имеет первостепенное значение для усвоения ребенком норм и стереотипов мышления и поведения.
Хорошо, если семья дает положительный пример. А если нет?

В любом случае ребенок будет искать информацию, которая ему нужна и интересна - о том, как меняется его тело (вторичные половые признаки, менструация, поллюции) и душа (мысли, желания, приоритеты), о том, как развиваются отношения (дружеские и романтические), о первой любви и о первом свидании, о создании семьи и рождении детей.
То, что не скажут родители, расскажет «Штырь», просветивший Родьку, или Яндекс.
Есть очень большой риск, что услышанное от друзей, прочитанное в чате или на случайном сайте окажется не совсем верным и даже неправильно вредным.

А кто же даст верные сведения, поможет сориентироваться в потоке информации, научит критически осмысливать прочитанное, услышанное и увиденное, принимать самостоятельные решения, не поддаваться вездесущей рекламе, противостоять принуждению со стороны сверстников?
Кто - если родители стесняются, не знают, не могут или не хотят - расскажет о физиологии, репродукции и контрацепции?
Кто донесет мысль, что отношения, любовь и семья лучше всего строятся на таких ценностях, как равноправие мужчины и женщины, уважение прав человека, недопустимость насилия, ответственность за свои поступки?



Школа
Эти задачи ставятся перед школой.
Ей вменяется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание обучающихся. А от последних требуется забота о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремление к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. (казенно, но таков у нас язык учебников, методичек и инструкций).

Логично, чтобы в рамках обучения здоровому образу жизни призывали не только заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, но и научили элементарной гигиене и культуре половых отношений ради сохранения репродуктивного здоровья.

Возможно, кто-то из сегодняшних родителей помнит «Гигиеническое и половое воспитание» в 8-м классе и «Этика и психология семейной жизни» в 9-м и 10-м.
Вот, что писала об этих предметах К.В. Агафонова, заместитель начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР:
«…восьмиклассники хорошо воспринимают новый предмет, если вопросы пола преподносятся в тесной связи с гигиеническими знаниями. Ребята узнают, в частности, о том, как важно охранять здоровье будущей матери и маленького ребенка. Такие занятия поручено вести преподавателям анатомии.
По некоторым разделам курса с мальчиками и девочками отдельно беседуют врачи.
Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на то, чтобы не только дать подросткам определенные знания, но и сформировать правильное представление о правах личности и ее ответственности перед обществом, о нравственных основах взаимоотношений между юношей и девушкой».
Гладко было на бумаге. Занятия по «Этике и психологии семейной жизни» были для детей невыносимо скучны.

Потом наступила перестройка. Эти предметы из школьной программы в России убрали, на их место разработали новые, которые в середине 90-ых едва ввели, как тут же отменили из-за протестов родителей и церкви.
С тех пор вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем и профилактикой ВИЧ-инфекции и других «социально опасных заболеваниях», рассматриваются мельком только на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры.
В то же время в Украине с 2001 года с 1 по 9 класс изучается обязательный предмет «Основы здоровья».
На уроках обсуждаются не только вопросы общей гигиены, важности занятия спортом, соблюдения режима дня и правильного питания, безопасности на дороге и в общественных местах, но и физического и психосексуального развития подростков, пола и гендера, дружбы и любви, верности и создания семьи, предупреждения и недопущения насилия, в том числе сексуального, инфекций, передаваемых половым путем, нежелательной беременности, противодействия дискриминации и толерантного отношения.
Как видим, «пестики и тычинки» занимают не самое главное место в этом серьезном разговоре о ценностях и установках.

Школа?
Не все родители поддерживают идею полового воспитания в школе.
Слишком уж серьезное это дело. Не каждый учитель справится.
А если эти уроки спровоцируют повышенный интерес к сексу и желание попробовать?

Хорошо, конечно, если родители вовремя и деликатно объясняют ребенку все сами. Но, как пишет Игорь Кон: «Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует».

Родители ждут от школы, в первую очередь знаний, чтобы ребенок, хорошо сдал ЕГЭ и поступил в вуз.
Поэтому старшеклассников, главным образом, к этому и готовят. В плотной сетке уроков и дополнительных занятий места для «жизненных навыков» не найти.
Да и зачем? «… чтоб иметь детей, кому ума не доставало?»
Так и школе проще. Не каждый учитель готом вести с учениками разговор об ответственности за себя и за того, кого любишь. …

Школа!
Родители - самые главные воспитатели ребенка. Нравственные уроки усваиваются именно в семье, причем не столько через беседы, сколько через повседневные поступки родителей.
Их отношения между собой как мужа и жены, мужчины и женщины становятся примером или анти-примером, на котором происходит половое (в самом широком смысле слова) воспитания детей.

Сексуальное «просвещение» практически всегда и везде осуществляется через другие каналы - через сверстников, телевидение, кино, книги, Интернет, социальные сети.
Но только школа может дать корректные, соответствующие возрасту знания по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений.

Эффективные школьные программы полового воспитания учитывают реальные потребности подростков в информации и не стремятся заглушить их естественный интерес к вопросам сексуальных отношений.
Но при этом, наряду со знаниями, они формируют ответственное отношение и навыки общения и принятия решений, которые помогают подросткам отсрочить сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным.



Мифы и факты о половом воспитании
Когда в Европе только внедрялись программы полового просвещения, многие сомневались в их полезности и опасались вреда, которые они могли бы нанести детям и подросткам. Споры по поводу их полезности не утихают до сих пор по всему миру. И родители и работники образования часто находятся в плену мифов, не зная реальных фактов о грамотно составленных профилактических программах.

Миф. Половое просвещение приводит к раннему началу половых отношений.
Факт. Проведенные во многих странах исследования показали, что половое просвещение не способствует раннему вступлению в половые отношения. Оно может отсрочить начало половых отношений и сформировать более ответственное отношение к сексуальному поведению.

Миф. Половое просвещение лишает детей «невинности».
Факт. Получение достоверной, соответствующей возрасту и полной информации из авторитетного источника приносит пользу. Лишают «невинности» и часто травмируют психику ребенка сведения, полученные от «продвинутых» сверстников, старших товарищей, из средств информации.

Нормальные образовательные программы по вопросам здоровья, в которых достаточно внимания уделяется вопросам полового просвещения, включают в себя обсуждение нравственно-психологических вопросов и помогают подросткам и молодым людям:
- повременить с началом половых отношений или воздержаться от них;
- сохранять верность одному партнеру;
- ответственно подходить к планированию семьи,
- использовать средства защиты для профилактики ВИЧ, ИППП, незапланированной беременности.
Знания и навыки, приобретенные в ходе обучения по таким программам, облегчают подросткам общение и понимание, выстраивание здоровых отношений, разрешение конфликтов, способствуют их всестороннему и гармоничному развитию.



Поддержка со стороны родителей
Для успешного преподавания обязательных предметов профилактической направленности («Основы здоровья», «Здоровый образ жизни» и др.), а при отсутствии таковых, проведении соответствующих факультативных занятий очень важна поддержка со стороны родителей.
Для этого школа должна заранее ознакомить родителей с содержанием соответствующего предмета или факультативного курса.
Посмотрите учебники и пособия, по которым будут заниматься ваши дети, узнайте, какие вопросы будут обсуждать на занятиях.
Не пугайтесь, если что-то покажется вам преждевременным или слишком откровенным - дети уже знают об «этом» гораздо больше, чем вы предполагаете, из других источников. Будет лучше, если в школе им дадут верную информацию.

Историческая справка
Преподавание сексуального образования в школе зародилось в послевоенной Европе.
В 1955 году оно стало обязательным предметом во всех школах Швеции.
В Германии половое воспитание в школе ввели в 1968 году, а в Австрии в 1970 году.
В те же годы оно стало внедряться в голландских, швейцарских и финских школах.
Одновременно стали возникать бесплатные консультации для подростков по вопросам, связанным с контрацепцией и планированием семьи.
В 1980-ые сексуальное образование получило распространение во Франции, Бельгии, Великобритании, а несколько позже в Испании и Португалии.
В 1990-ые оно стало обязательным в Чехии, Греции, Дании, Эстонии.
В результате подобных инноваций удалось снизить распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и абортов среди подростков.

К середине 1990-ых некоторых странах СНГ получили распространение факультативные и даже обязательные занятия по обучению детей и подростков жизненным навыкам и основам здорового образа жизни.
Но в 2000-ые эти предметы, так и не получив широкого распространения, были исключены из обязательной школьной программы.
Лишь в Украине и Армении на школьных уроках в рамках «Основ здоровья» и «Здорового образа жизни» обсуждаются вопросы, касающиеся полового созревания, развития сексуальности, построения здоровых отношений, основанных на доверии, уважении и гендерном равенстве, рождении детей и сохранении репродуктивного и общего здоровья.
В Республике Молдова «деликатная» тематика включена в обязательную программу, но изучается она не в классе, а на специальном сайте, где размещены электронные учебные модули.

Поучительный опыт Финляндии
В конце 1990-х из-за экономического спада сокращались расходы на образование и здравоохранения.
Половое воспитание в школах стало факультативным.
Последствия проявились незамедлительно - выросло числа абортов у девочек-подростков (примерно на 50%), увеличилось заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем.
В 2004 году половое воспитание снова стало обязательным.
В течение короткого времени уменьшилось количество молодых людей, начинающих половую жизнь в раннем возрасте, а число подростковых беременностей и родов сократилось.
Александр Куликов, Елена Мешкова. Половое воспитание в семье и школе.

***

Удалось авторам вас убедить? Или вы остаетесь в уверенности, что лучше оставить все как есть, по старинке - Штырь объяснит, если что?

школа, семья, пол, родители, дети

Previous post Next post
Up