У нас настоящее просвещение, а там мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем.

Nov 02, 2013 22:12




"Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей.
Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения - поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть.
Верхний класс - коллекция обезьян - подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного;
духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, - до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?..

И при всем том мы - самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там - мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем...
Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, - сама она привлекла их на себя.
Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!"

Святой равноапостольный Николай Японский, Дневники, 18 (31) июля 1904 года (увидел у samzdes, спасибо!).

У кого-нибудь хватит совести назвать этого человека не патриотом России, предателем и русофобом*?
Как же он посмел критиковать свою страну и свой народ?

***Смотрите, как интересно.
И крепостного права нет уже полтораста лет.
И народ вместе с верхушкой общества давно приобщились к политике, гражданским свободам и демократии, - пусть все это у нас в значительной степени формально, но ведь как это насытишь реальным содержанием без широкой и правильно нацеленной гражданской активности?

Тут, конечно, ключевая фраза - "правильно нацеленная". Пока направить в верное русло периодические всплески гражданской активности, случавшиеся за 150 лет после освобождения от крепостного рабства, не удалось.
Видимо, имеет значение то, что верхушка, "верхний класс - коллекция обезьян - подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного…"? Причем подражания поверхностного и неумного.

Запад сегодня своей историей предлагает такой широкий спектр идей и институтов, что только выбирай.
А приживаются на российской почве почему-то преимущественно самые грубые и бесчеловечные.
Если капитализм - то дикий. Если накопление богатств - то чрезмерное. Если фальсификации на выборах - то превосходящие всякую разумную меру и превращающие институт выборов в декорацию.
Даже из истории отношений западных стран и экологов Гринписа наши умники предпочитают обращать внимание именно на случай уничтожения корабля и самих экологов французами, а не на все остальные, когда наказание было весьма снисходительным. Как в Швеции, например, где гринписовцам за попытку проникновение на АЭС дали какие-то смешные денежные штрафы.

В общем, больше ста лет прошло со слов Николая Японского, а мы все еще существуем по его заветам.
Но, кажется, появляется надежда на выздоровление.

*
"Святой равноапостольный Николай Японский (1836-1912) - миссионер, основатель Православной церкви в Японии.

Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого святителя Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией:
«Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».

Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тысяч), епископ Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для окормления пленных им были отобраны пять священников, владевших русским языком. Пленные снабжались иконами и книгами. Сам владыка неоднократно обращался к ним письменно (самого Николая к пленным не пускали).

После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города".

идеи, Россия, народ, элита, история

Previous post Next post
Up