«Россия сосредотачивается…»: Путин об успехах и среднем классе.

Jan 17, 2012 13:18


В главке «Где мы находимся и куда идем» все начинается с перечисления успехов.

- Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада, который последовал за крахом тоталитарной модели социализма и распадом Советского Союза.

Мне эта фраза не очень понятна. Речь идет о 90-х гг.? Но это было давно, это опять о совсем прошлых проблемах.
Напоминает СССР и бесконечные отсылки его идеологов ко времени до 1914 года. 
Или речь идет, в том числе, о 00-х гг.? Но за это время отвечает Путин.

- …мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР. Например, продолжительность жизни в России уже выше, чем в Советском Союзе в 1990-1991 годах.

Продолжительность жизни - это такой сильно средний показатель. Он имеет скорее интегральный смысл, но конкретному человеку о его жизни говорит мало.

- По сравнению с 1990-ми годами бедность сегодня сократилась более чем в 2,5 раза. Практически ушли в прошлое «зоны застойной бедности», когда в больших городах дееспособные и активные люди не могли найти работы или же им месяцами не платили зарплату.
- …реальные доходы четырех из пяти россиян превышают уровень 1989 года - «пика» развития СССР... Больше 80% российских семей сегодня имеет более высокий уровень потребления, чем средний уровень потребления советской семьи. Обеспеченность бытовой техникой выросла в полтора раза - до уровня развитых стран. У каждой второй семьи есть автомобиль - рост в три раза. Значительно улучшились и жилищные условия. Не только среднестатистический гражданин России, но и наши пенсионеры сейчас потребляют основных продуктов питания больше, чем в 1990-м.

Я это понял как скрытую полемику с прокоммунистическим и/или просоветским электоратом. Потому что сами по себе эти цифры ни о чем не говорят. Жизнь не стоит на месте, и в условиях нормального развития, без войны, она должна была улучшаться. При любом правительстве.

В ряду успехов отмечено и возникновение среднего класса.
Это странно. Потому что успехом может быть только что было задачей политики. Я не помню, чтобы Путин о такой задаче что-нибудь говорил.
Мне кажется, появление среднего класса - случайный и побочный результат развития последнего времени.

Собственно, так, по всей видимости, следует относится и ко всем успехам, перечисленным Владимиром Владимировичем.
Хотя все они, в той или иной степени, безусловно связаны с деятельностью В.В. Путина. Однако определить личный его вклад, к сожалению, не представляется возможным.
В отличие, скажем, от ситуации с политическими проблемами, решение которых действительно связано с деятельностью Путина. Централизация властно-политической системы - и его провозглашенная цель, и его достижение.

На том, как видит Владимир Владимирович средний класс и связанные с ним проблемы и возможности, следует остановиться подробнее.

- …средний класс начал реально формулировать свои запросы в разных направлениях.
- Это люди с доходами, которые позволяют в достаточно широких пределах выбирать - потратить или сберечь, что купить и как именно отдыхать. Они могут выбирать такую работу, которая им нравится, у них есть определенные накопления.
- …это люди, которые могут выбирать политику. У них, как правило, уровень образования такой, что позволяет осознанно относиться к кандидатам, а не «голосовать сердцем».
- В 1998 году средний класс составлял от 5 до 10% населения - меньше, чем в позднем СССР. Сейчас средний класс, по разным оценкам, составляет от 20 до 30% населения. Это люди, доходы которых более чем втрое превышают средний заработок 1990 года.

Что здесь кажется важным? С одной стороны, Путин понимает, что средний класс выбирает политику, то есть политиков. С другой стороны, он четко указывает на сегодняшний электоральный вес этого класса - 20-30% населения.
Это не большинство.
А кредо Путина - выступать от имени большинства.
Которое, получается, «голосует сердцем». И на которое Путин, надо полагать, продолжает рассчитывать.

- Средний класс должен расти и дальше. Стать социальным большинством в нашем обществе. Пополняться за счет тех, кто тащит на себе страну, - врачей, учителей, инженеров, квалифицированных рабочих.

А вот это - замечательная фраза. Если она имеет программный характер, то можно сказать, что Путин взял ориентир на изменение социальной базы своей власти. Впрочем, это сказано слишком вскользь.

- Главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодежи.
- Мы вступаем в новую социальную реальность. «Образовательная революция» кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики.
- Даже если в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием - назад вернуться уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда - экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место.
- Основной вызов России - мы должны научиться использовать «образовательный драйв» молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за свое благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны.

Очень важное заявление в устах нашего премьера. Если вы помните, раньше он говорил, что у нас слишком много людей с высшим образованием. И хорошо бы этот слой уменьшить.

Вместе с заявлением о желании видеть средний класс большинством это можно трактовать как революционный поворот в социальной политике. И указание на контуры возможной экономической политики. К сожалению, это очень общие слова.

Но  есть и капля дегтя в этих высказываниях. Все-таки речь идет не о том, что власть будет выражать интересы среднего класса, даже в перспективе. Речь идет о том, что власть должна использовать потенциал среднего класса в интересах страны.
То есть Путин мыслит себя этакой самодостаточной фигурой, стоящей над социальными группами и выражающим некие абстрактные общегосударственные интересы.
Может быть, именно такое непонимание мы и видим сегодня? В отношении Путина к городским протестам?

С другой стороны, в обществе, кажется, нет сегодня запроса на то, чтобы политик выражал интересы определенной социальной группы, а не граждан государства в целом.
Граждан же Путин видит скорее не как субъект, а как объект социальной и государственной жизни.
Субъектом этой жизни он видит власти и себя?

граждане, средний класс, власть, Путин, социальные группы

Previous post Next post
Up