На постсоветском пространстве существует чудовищный понятийный хаос.
Именно с этим хаосом в значительной степени связано широкое влияние "национализма".
Люди так путают слова, что самые людоедские и отвратительные идеи выглядят вполне респектабельно.
Мне кажется, большинство так называемых националистов, особенно "мягких националистов", просто все перепутали.
Ситуация такова.
В русском языке существует заимствованное слово "нация".
Оно происходит от латинского слова "natio", которое переводится как племя, народ.
Получается, мы называем народ и "народом", и "нацией".
Соответственно, народный у нас - это и "народный", и "национальный".
Соответственно, государство у нас бывает и "народное", и "национальное".
Советское обществоведение придумало, что людские общности бывают трех типов.
Сначала это племя, затем - народность, затем - нация.
Тип общности, которая живет такой специфической жизнью, назвали "этносом".
То есть последовательность племя-народность-нация - это последовательность этнического развития.
Соответственно, нация - это такая высшая историческая форма этнической общности.
В то время как в нормальном мире нация - это народ.
Народ/нация - это жители и граждане определенного государства.
Национальное государство - это государство народное. Не этническое, народное.
Современное национальное государство является гражданским.
До этого существовали сословные национальные, то есть народные государства.
Еще раньше существовали сословные ненародные, дворянские государства.
Национальные государства как государства ведущего этноса - это идеологическая придумка.
Фактически нет ни одного абсолютно моноэтничного государства.
Да и сами современные этнические общности складывались в рамках определенных государств на базе более ранних этносов.
Так, англичане - это смесь германских этнических групп англов, саксов и каких-то кельтских этносов.
Французы - галльских этносов и германских франков.
Великороссы - смесь германцев-варягов, славянских этнических групп ильменских словен, радимичей, кривичей и финских этносов. Может быть, кого-то еще.
Любые люди, принадлежащие к разным этносам, живут в рамках государства под властью двух тенденций.
С одной стороны, это желание людей сохранить себя, свою культуру и этническую идентичность, превратить государство в моноэтничное. Или, если это невозможно, отделиться и образовать собственное.
С другой стороны, всегда присутствует тенденция к этническому взаимопроникновению и формированию новой этнической общности на базе тех этносов, взаимовлияние которых зашло достаточно далеко.
То есть отношения людей в рамках одного государства ведут к постепенной утрате некоторых старых этнических черт и объединению в новый этнос.
Но государство - это не объединение этносов, это объединение людей.
В том числе, принадлежащих к разным этносам.
Именно поэтому идея этноса как основания социальной жизни периодически очень остро противостоит идее государственности. Иедология национализма борется с идеей этатизма.
Государство бывает сословным или гражданским.
Но государство почти никогда не бывает собственно этническим.
Впрочем, попытки понять и выстроить государство как этническое в истории были.
Более того, каждое государство в своей истории переживает период увлечения националистической идеологией.
Националистическая идеология - это всегда идеология не народного, а этнического государства.
В принципе, тут вопрос терминологического консенсуса.
Французы после Великой французской революции говорили о единой французской нации не как о нации этнической, а как о нации гражданской.
То есть речь шла о государстве народа.
О государстве, которое отказалось от сословий и правления дворян.
И стало благодаря этому, государством граждан, государством народа.
Французская революция была "национальной" в смысле "народной", а не в смысле "этнической".
И "национализм" французов был "народничеством". Либеральным и демократическим.
Гражданским, а не этническим национализмом.
Но это было давно.
После этого слово "национализм" закрепилось именно за этническим, а не гражданским народничеством.
Покрайней мере, в нашей стране.
"Националистическая идеология", "идеология национализма" - эти понятия имеют особый смысл только в том случае, если подразумевают идею этнического социума.
Государства, в котором все права имеют только представители одного, официально господствующего этноса.
Собственно, такое государство будет нацистским.
Если под "идеологией национализма" подразумевается нечто иное, то следует говорить не о национализме, а об этатизме, либерализме, демократизме.
Потому что именно эти три вида идеологий противостоят "этнизму", этническому национализму.
Может быть, следовало бы оставить термины "национализм", "националистическая идеология" и принять в качестве термина именно это слово - "этнизм".
Но мне, например, не нравится изобретать новые слова и создавать новые термины тогда, когда есть старые.
Всего этого и так много, особенно в русском языке.
Поэтому я предпочитаю ставить знак равенства между понятиями "этнизм" и "национализм".
В крайнем случае, имеет смысл употреблять термин "этнический национализм" - как синоним слова "национализм".
А все люди, считающие себя сегодня националистами, должны очень четко определиться с тем, что они имеют в виду, говоря о своем "национализме".
Если это национализм гражданский, то им следует уточнить свою идеологию.
Потому что они вовсе не националисты, а либо этатисты (коммунисты, социалисты, традиционалисты), либо либералы (этат-либералы, либеральные центристы, демократические либералы), либо демократы/социал-демократы европейского типа (либеральные демократы, не путать с жириновцами; демократы собственно).
Дело в том, что невозможно быть либеральным или демократическим этнонационалистом.
Свобода как основополагающий принцип социального устройства не может быть реализована в том обществе, где существуют этнические ограничения и этнически детерминированные социальные статусы.
Не может быть этноцентристское общество и демократическим.
Потому что не может быть настоящей демократии там, где нет равенства гражданским прав для всего населения государства.